Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Память енисейских берегов

27 ноября 2010
Память енисейских берегов

22 апреля вся страна отмечает День памяти В.И. Ленина. Мы свято храним драгоценные ленинские реликвии. Все, что имеет отношение к жизни и деятельности Ильича — вождя, мыслителя, «самого человечного человека», волнует советских людей. Снова и снова вдумываемся мы в строки его статей, в глубокий смысл всех сторон деятельности главы первого Советского правительства, в ленинские оценки, находим в них неисчерпаемый запас государственной мудрости, революционного гуманизма, веры в силы и победу свободного народа.

'Поисками ленинских материалов, сбором воспоминаний об Ильиче заняты не только специалисты — историки, философы, архивисты, но и любители-краеведы. Один из них — Ефим Ильич Владимиров, работающий сейчас нормировщиком на Ирша-Бородинском угольном разрезе в Красноярском крае. С двадцатых годов собирает он воспоминания старожилов о пребывании Владимира Ильича Ленина в сибирской ссылке в 1897 — 1900 годах. Е.И. Владимиров побывал в Красноярске, Минусинске, Шушенском; прошел пешком, проплыл на пароходах, проехал на лошадях и автомобилях по тем путям, которые знали ссыльного Ульянова. Ефим Ильич составил карту передвижений Ленина по тогдашней Енисейской губернии. Добытые им сведения — еще несколько штрихов жизни великого человека.

Мы помещаем здесь некоторые заметки из блокнота красноярского краеведа.

Костер

Под вечер 30 апреля 1897 (Все даты даются по старому стилю.) года пароход «Святой Николай», шедший из Красноярска в Минусинск, пришвартовался и пристани Скит, что стояла у устья Филаретова ручья, неподалеку от монастыря.

По установившейся традиции, пароходы, открывавшие навигацию по Енисею, делали здесь длительную остановку. Пассажиры и команда должны были выслушать молебен «О плавающих и путешествующих».

На этот раз служба затянулась, и, когда священник в последний раз пропел свой «аминь», уже сгустились сумерки. Капитан «Святого Николая» решил задержаться в Ските до рассвета. Пассажиры, пользуясь хорошей погодой, разбрелись по берегу и разожгли костры. Как-то само собой получилось, что у одного костра обосновались купцы и золотопромышленники, у другого толпились юные монастырские послушники.

Разожгли костер и ссыльные марксисты, добиравшиеся к назначенным им местам поселения, — Ленин, Кржижановский, Старков, Енисейские берега, величавые просторы Скитского Дивногорья никогда не слышали прежде таких песен. «Смело, товарищи, в ногу», — дружно пели революционеры. «Беснуйтесь, тираны!..» Здесь же впервые услышал Ильич «Варшавянку», которую исполнил сам автор — Глеб Максимилианович Кржижановский.

Так встретили в тогдашней сибирской глуши ссыльные социал-демократы великий праздник трудящихся — Первое мая. И никто из пассажиров, сидевших неподалеку от этой маленькой группы, не думал, что слабый огонь, прыгавший по редким поленьям, войдет в народную легенду.

Жители окрестных сел из поколения в поколение передают рассказ о ленинском костре. Сегодня на берегах Енисея, неподалеку от бывшего Скита, сооружаются крупнейшая в мире Красноярская ГЭС и город гидростроителей Дивногорск. Тысячи ярких огней этих новостроек — лишь искры грандиозного костра, зажженного Ильичем.

Утром 1 мая «Святой Николай» снялся с якоря. Пароход шел медленно, подолгу простаивая на пристанях: нужно было запасаться дровами. У старожилов села Езагаш осталось в памяти, как Ленин, Кржижановский и Старков помогали матросам грузить дрова, чтобы сократить стоянку.

5 мая «Святому Николаю» преградили путь обмелевшие Сорокинские перекаты. Капитан объявил, что пароход будет стоять, пока не поднимется уровень воды. Пассажирам оставалось выбрать: ждать, пока судно сможет плыть дальше, или добираться по берегу на лошадях.

Владимир Ильич Ленин, Глеб Максимилианович Кржижановский, Василий Васильевич Старков решили заночевать на пароходе, а утром на лошадях отправиться в Минусинск. 6 мая к пристани подъехали двое дрожек. После двух часов езды экипажи поднялись на хребет Туран, откуда открылся вид на Енисей и далекие поселки. За Бузуновом с хребта Тепсей Старков и Кржижановский увидели вдали село Тесь — место своего поселения.

Путники переправились через реку Тубу на лодках, взяли новых лошадей в селе Городок и спустя три часа прибыли в Минусинск. Отсюда их пути расходились.

8 мая 1897 года Ленин выехал из Минусинска в Шушенское, где ему предстояло провести три года.

Почетный боцман Енисея

Ильичу непременно требовалось побывать в Красноярске. Но исправник, конечно, не дал бы разрешения отлучиться из Шушенского. Помогли... разболевшиеся зубы. Летом 1898 года Ленин получил согласие начальства на поездку в Минусинск для лечения. Городской врач Смирнов выдал Владимиру Ильичу справку, из которой следовало, что он, Смирнов, недостаточно сведущ, чтобы лечить зубы, и что больной нуждается в консультации врачей-стоматологов, находящихся в Красноярске.

Владимир Ильич по этому поводу написал прошение енисейскому губернатору. Ответ, содержавший разрешение на поездку, пришел не скоро. За это время Ильич уже успел забыть о зубной боли.

«Поездкой своей сюда я очень доволен, — писал Ленин из Красноярска матери, — вылечил себе зубы и проветрился несколько после полуторагодового шушенского сидения. Как ни мало в Красноярске публики, а все-таки после Шуши приятно людей повидать и поразговаривать не об охоте и не о шушенских «новостях».

Вероятно, новости, которые сообщили Ленину местные марксисты П.А. Красиков, Л.Н. Скорняков, Е.В. Степаненко, были другого рода. Побывал Ленин в городской библиотеке и в библиотеке золотопромышленника Юдина, подбирая материалы для своей работы «Развитие капитализма в России». За важными делами не забыл он и о поручениях Надежды Константиновны — сделал несколько хозяйственных покупок, в том числе приобрел теплый овчинный тулуп. Выполнил и просьбу товарища — Ивана Лукича Проминского, лодзинского рабочего-текстильщика, сосланного в село Шушенское, — купил игрушки для его детей.

Обратно Ильичу пришлось возвращаться на старинном буксирном товаро-пассажирском пароходе «Дедушка».

Двухколесный и двухтрубный «Дедушка» отличался от «Святого Николая» разве тем, что был лет на восемь старше. К сожалению, ни эти два парохода, ни «Красноярец», на котором Ленин приплыл в Красноярск, не уцелели до наших дней. Лишь модель «Святого Николая» можно увидеть сейчас: она установлена на набережной Красноярска.

Предвидя долгое и утомительное путешествие, Владимир Ильич запасся в Красноярске книгами и свечами. Из-за плохой погоды он редко выходил на палубу и почти все время проводил за чтением.

На «Дедушке» не было буфета, и, когда добрались до пристани У-Бей, многие незапасливые пассажиры оказались без продуктов. За дело взялся Владимир Ильич: он отправился в село и переговорил с крестьянами. Вскоре к пристани потянулась вереница местных жителей с хлебом, молоком, овощами, яйцами, маслом. «Продовольственный кризис», таким образом, был ликвидирован.

25 октября 1898 года в третьем часу пополудни Владимир Ильич на «Дедушке» прибыл в Минусинск и в тот же вечер приехал в Шушенское.

Путешествие на «Дедушке» было самым продолжительным за период шушенской ссылки Владимира Ильича. В память о трех ленинских поездках по великой сибирской реке водники Красноярска в 1923 году, в день рождения Ильича, присвоили ему звание «Почетный боцман Енисея».

По зимнему пути

По окончании срока ссылки Владимиру Ильичу предстояло добираться зимним путем до одной из ближайших станций Сибирской железной дороги. Выбирать можно было между Ачинском и Красноярском. Дорога до Ачинска была короче на 90 верст, это сулило некоторый выигрыш во времени и в расходах. Побывать в Красноярске, конечно, очень хотелось: желательно было познакомиться с деятельностью марксистской группы, условиться с товарищами о транспортировке и распространении общерусской газеты, намеченной к изданию за границей. Но, с другой стороны, появляться в губернском городе не следовало по конспиративным соображениям. Не желая попасть, хотя бы временно, под негласный надзор полиции, Ленин решил ехать через Ачинск и там встретиться с представителями красноярских марксистов Л.Н. Скорняковым и Е.А. Красиковой.

В субботу, 29 января 1900 года, Владимир Ильич, Надежда Константиновна Крупская и ее мать Елизавета Васильевна, распрощавшись с соседями, друзьями, знакомыми, покинули Шушенское. На лошадях по льду Енисея добрались до Минусинска и через два дня выехали отсюда в Ачинск.

В Абаканском (ныне Краснотуранск) остановились в доме бывшего политического ссыльного Иосифа Ивановича Романовского. Здесь Ильич встретился с представителями местной интеллигенции. В память об этой встрече на доме И.И. Романовского в конце тридцатых годов была установлена мемориальная доска. Вскоре на том месте, где сейчас стоит Краснотуранск, разольется Красноярское море. Но дом Романовского решено сохранить — его отремонтируют и перенесут на новое место.

Утром 1 февраля 1900 года тройки поднялись на водораздел Енисея и Чулыма. Ленин попрощался с великой сибирской рекой, на берегах которой прошли почти три года его жизни.

Там, где пролегал зимний путь к селу Светлолобову, сейчас строится широкая улица будущего приморского города Новоселова. На ней будет установлен мемориальный щит с надписью: «1 февраля 1900 года этой дорогой из царской ссылки возвращался Великий Коммунист Земли В.И. Ленин».

Е. Владимиров

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения