Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры

При определенных обстоятельствах митраистский культ мог заменить христианство

Сейчас о боге по имени Митра помнят разве что специалисты. От его культа не осталось почти ничего — ни священных книг, ни записей обрядов. Только барельефы и фрагментарные фрески. И тем не менее даже та немногочисленная информация, которой располагают ученые, дала Эрнесту Ренану повод утверждать, что «если бы христианство было остановлено в своем развитии каким-то смертельным недугом, мир стал бы митраистским».

Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры
Источник:
mithraeum.eu

Митре как божеству небесного света поклонялись еще древние индоевропейцы в VII тысячелетии до н. э. Но после их расселения традиция продолжилась только в Иране. В V веке до н. э. Митра был принят в зороастрийский пантеон, где приобрел новые функции: теперь он должен был следить за соблюдением божественного порядка, созданного благим богом Ахурамаздой, бороться со злым демоном Ахриманом, а также судить души после смерти.

В I веке культ иранского бога вместе с легионерами, участвовавшими в восточных походах, проник и на территорию Римской империи. Воины почитали его как бога, карающего тех, кто не соблюдает установленных порядков, и как бога, посылающего военную удачу.

В Риме культ Митры вызвал неподдельный интерес. Причина столь высокой популярности заключалась в том, что традиционная религия римлян была слишком прагматичной. Римские боги были заняты по большей части заботами о процветании государства, и внутренний мир верующего был им неинтересен.

Что будет после смерти, жители Рима представляли плохо. По большому счету царство Плутона сулило их душам безрадостное скитание в холодном полумраке. Поэтому потомки Ромула и Рема жили настоящим, а бессмертие себе искали не в новой жизни, а в памяти потомков.

Митраизм же предложил им нечто иное — возможность ощутить во время совершения ритуала мистическое единство с божеством и перспективу блаженной жизни после смерти. В поклонении Митре видны и некоторые признаки движения к единобожию. Но митраисты не решились полностью отвернуться от веры предков. Настоящее единобожие принесли только христиане и, главное, смогли жестко его утвердить.

Митраисты столь же твердо постоять за себя не сумели. Но у их поражения была и другая причина: Христу было легче довериться. Христианство не только чтило долг и справедливость, оно предлагало нечто новое — милосердие и прощение. Митра был справедлив, но беспощаден к тем, кто по какой-либо причине переступил порог греха.

Мифов о Митре сохранилось мало. Главный повествовал о том, как ему было приказано Юпитером (отождествленным с Ахурамаздой) изловить и принести в жертву священного быка. Когда бык был пойман и заколот, из его тела выросли все травы и деревья, из спинного мозга — пшеница, из крови — виноградная лоза. А из бычьего семени появились животные. Именно преданию о противоборстве Митры и быка были посвящены барельефы, находившиеся в каждом митраистском святилище. В нашем случае это барельеф из Музея земли Баден-Вюртемберг (Карлсруэ). Он найден на территории Юго-Западной Германии и датируется II веком.

Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры

1. Рождение Митры. В этой сцене Митру обычно изображают с заступом в правой руке и огнем в левой. Заступ был символом созидания, а огонь — атрибутом солярного божества. По легенде, Митра был рожден скалой, поэтому на рельефе он выходит из камня.

2. Борьба Митры с Солнцем. Из древних мифов нам мало что известно об этом поединке. Но он не мог не состояться между двумя божествами со сходными функциями и статусом (ведь Митра был божеством небесного света). Нужно было определить, кто главный. Победителем оказался Митра.

3. Пирующий Митра. Согласно мифу, после поединка Митра и Солнце помирились и устроили совместный обед. Солнце на барельефе не поместилось, а вот Митра возлежит на ложе для трапезы — клине как настоящий римлянин или грек.

4. Митра и Солнце с жезлом власти Ахурамазды. Этот сюжет считается аллегорией социальной функции Митры — надзора за соблюдением законов и порядка.

Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры

5. Миф о поимке быка. Охота на священного быка (первого из появившихся на Земле живых существ) была, вероятно, одним из испытаний, посланных Митре Юпитером. Преодолев все трудности, Митра выполнил задание и притащил тяжеленное животное к себе в пещеру. Но бык убежал, и Юпитер повелел заколоть его. Митра подчинился воле верховного бога с неохотой, но приказ выполнил.

6. Мужские головы. Это ветры. Такие же головы обычно располагались и на нижней балке барельефа, но на данном памятнике они отсутствуют. Ветры ассоциировались со сторонами света, природными циклами и плодородием.

7. Митра у кипариса. Так он молился Ахурамазде. Вечнозеленый кипарис в зороастризме служил символом бессмертия и вечности, а также примирения и успокоения.

8. Митра возносится на небо в колеснице Солнца. Митре пришлось несколько раз спасать людей от козней Ахримана (демона хаоса и тьмы, отождествляемого с Плутоном). Так, он предупредил их о готовящемся потопе, а потом погасил всемирный пожар. После этих подвигов он вознесся на небо.

9. Митра пускает стрелы в скалу. Это изображение одного из подвигов Митры. Когда Плутон наслал на людей страшную засуху, Митра пустил несколько стрел в скалу, из которой забил чудесный родник.

10. Митра на колеснице. Этот сюжет аллегорически изображает еще одну функцию Митры — посредничество между земным и небесным мирами. Кони, как в западной, так и в восточной традициях, считались животными, способными свободно переходить границы всех трех миров: небесного, земного и подземного.

Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры

11. Лицо Митры. Как правило, Митру изображали с лицом Александра Македонского. Причина неясна. Некоторые историки предполагают, что Александр покровительствовал зороастрийским общинам во время своего восточного похода.

12. Фригийский колпак. Этот головной убор благодаря своему красному цвету и своеобразному покрою символизировал мужскую потенцию.

13. Кинжал. Это оружие символизировало весенние солнечные лучи, освобождающие жизненную силу земли — кровь.

14. Собака. Спутник Митры, символ искренности и преданности.

Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры
Митра (III век). Барельеф из Национального римского музея
Источник:
Dmitriy Moroz / Alamy via Legion Media

15. Ворон и скорпион.

Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры
Заходящее солнце античного язычества: 18 деталей барельефа из святилища бога Митры

а. Ворон был не только символом неба, «вороном» называлась первая ступень посвящения в общинах митраистов.

б. Скорпион — спутник Ахримана. Он пытается вонзить свои клешни в детородный орган быка дабы лишить его мужской силы.

16. Змея. Еще одно воплощение Ахримана. Своим ядом она старается отравить кровь, льющуюся из раны быка.

17. Каута и Каутопата. Спутники Митры. Поднятый вверх факел у Кауты символизировал жизнь, перевернутый у Каутопаты — смерть.

18. Солнце и Луна. Архаичные символы плодородия, как и колоски, которыми завершается хвост быка.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2010, частично обновлен в июне 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения