Заходящее солнце античного язычества

Сейчас о боге по имени Митра помнят разве что специалисты. От его культа не осталось почти ничего — ни священных книг, ни записей обрядов. Только барельефы и фрагментарные фрески. И тем не менее даже та немногочисленная информация, которой располагают ученые, дала Эрнесту Ренану повод утверждать, что «если бы христианство было остановлено в своем развитии каким-то смертельным недугом, мир стал бы митраистским».

Митре как божеству небесного света поклонялись еще древние индоевропейцы в VII тысячелетии до н. э. Но после их расселения традиция продолжилась только в Иране. В V веке до н. э. Митра был принят в зороастрийский пантеон, где приобрел новые функции: теперь он должен был следить за соблюдением божественного порядка, созданного благим богом Ахурамаздой , бороться со злым демоном Ахриманом, а также судить души после смерти. В I веке культ иранского бога вместе с легионерами, участвовавшими в восточных походах, проник и на территорию Римской империи. Воины почитали его как бога, карающего тех, кто не соблюдает установленных порядков, и как бога, посылающего военную удачу.

В Риме культ Митры вызвал неподдельный интерес. Причина столь высокой популярности заключалась в том, что традиционная религия римлян была слишком прагматичной. Римские боги были заняты по большей части заботами о процветании государства, и внутренний мир верующего был им неинтересен. Что будет после смерти, жители Рима представляли плохо. По большому счету царство Плутона сулило их душам безрадостное скитание в холодном полумраке. Поэтому потомки Ромула и Рема жили настоящим, а бессмертие себе искали не в новой жизни, а в памяти потомков. Митраизм же предложил им нечто иное — возможность ощутить во время совершения ритуала мистическое единство с божеством и перспективу блаженной жизни после смерти. В поклонении Митре видны и некоторые признаки движения к единобожию. Но митраисты не решились полностью отвернуться от веры предков. Настоящее единобожие принесли только христиане и, главное, смогли жестко его утвердить. Митраисты столь же твердо постоять за себя не сумели. Но у их поражения была и другая причина: Христу было легче довериться.

Христианство не только чтило долг и справедливость, оно предлагало нечто новое — милосердие и прощение. Митра был справедлив, но беспощаден к тем, кто по какой-либо причине переступил порог греха. Мифов о Митре сохранилось мало. Главный повествовал о том, как ему было приказано Юпитером (отождествленным с Ахурамаздой) изловить и принести в жертву священного быка. Когда бык был пойман и заколот, из его тела выросли все травы и деревья, из спинного мозга — пшеница, из крови — виноградная лоза. А из бычьего семени появились животные. Именно преданию о противоборстве Митры и быка были посвящены барельефы, находившиеся в каждом митраистском святилище. В нашем случае это барельеф из Музея земли Баден-Вюртемберг (Карлсруэ). Он найден на территории Юго-Западной Германии и датируется II веком.

Заходящее солнце античного язычества

Рождение Митры

В этой сцене Митру обычно изображают с заступом в правой руке и огнем в левой. Заступ был символом созидания, а огонь — атрибутом солярного божества. По легенде, Митра был рожден скалой, поэтому на рельефе он выходит из камня.

Заходящее солнце античного язычества

Борьба Митры с Солнцем

Из древних мифов нам мало что известно об этом поединке. Но он не мог не состояться между двумя божествами со сходными функциями и статусом (ведь Митра был божеством небесного света). Нужно было определить, кто главный. Победителем оказался Митра.

Заходящее солнце античного язычества

Пирующий Митра

Согласно мифу, после поединка Митра и Солнце помирились и устроили совместный обед. Солнце на барельефе не поместилось, а вот Митра возлежит на ложе для трапезы — клине как настоящий римлянин или грек.

Заходящее солнце античного язычества

Митра и Солнце с жезлом власти Ахурамазды

Этот сюжет считается аллегорией социальной функции Митры — надзора за соблюдением законов и порядка. 5 Миф о поимке быка Охота на священного быка (первого из появившихся на Земле живых существ) была, вероятно, одним из испытаний, посланных Митре Юпитером. Преодолев все трудности, Митра выполнил задание и притащил тяжеленное животное к себе в пещеру. Но бык убежал, и Юпитер повелел заколоть его. Митра подчинился воле верховного бога с неохотой, но приказ выполнил.

Заходящее солнце античного язычества

Миф о поимке быка

Охота на священного быка (первого из появившихся на Земле живых существ) была, вероятно, одним из испытаний, посланных Митре Юпитером. Преодолев все трудности, Митра выполнил задание и притащил тяжеленное животное к себе в пещеру. Но бык убежал, и Юпитер повелел заколоть его. Митра подчинился воле верховного бога с неохотой, но приказ выполнил.

Заходящее солнце античного язычества

Мужские головы

Это ветры. Такие же головы обычно располагались и на нижней балке барельефа, но на данном памятнике они отсутствуют. Ветры ассоциировались со сторонами света, природными циклами и плодородием.

Заходящее солнце античного язычества

Митра у кипариса (слева)

Так он молился Ахурамазде. Вечнозеленый кипарис в зороастризме служил символом бессмертия и вечности, а также примирения и успокоения.

Заходящее солнце античного язычества

Митра возносится на небо в колеснице Солнца

Митре пришлось несколько раз спасать людей от козней Ахримана (демона хаоса и тьмы, отождествляемого с Плутоном). Так, он предупредил их о готовящемся потопе, а потом погасил всемирный пожар. После этих подвигов он вознесся на небо.

Заходящее солнце античного язычества

Митра пускает стрелы в скалу

Это изображение одного из подвигов Митры. Когда Плутон наслал на людей страшную засуху, Митра пустил несколько стрел в скалу, из которой забил чудесный родник.

Заходящее солнце античного язычества

Митра на колеснице

Этот сюжет аллегорически изображает еще одну функцию Митры — посредничество между земным и небесным мирами. Кони, как в западной, так и в восточной традициях, считались животными, способными свободно переходить границы всех трех миров: небесного, земного и подземного.

Заходящее солнце античного язычества

Лицо Митры

Как правило, Митру изображали с лицом Александра Македонского. Причина неясна. Некоторые историки предполагают, что Александр покровительствовал зороастрийским общинам во время своего восточного похода.

Заходящее солнце античного язычества

Фригийский колпак

Этот головной убор благодаря своему красному цвету и своеобразному покрою символизировал мужскую потенцию.

Заходящее солнце античного язычества

Кинжал

Это оружие символизировало весенние солнечные лучи, освобождающие жизненную силу земли — кровь.

Заходящее солнце античного язычества

Собака

Спутник Митры, символ искренности и преданности.

Заходящее солнце античного язычества

Змея

Еще одно воплощение Ахримана. Своим ядом она старается отравить кровь, льющуюся из раны быка.

Заходящее солнце античного язычества

Каута и Каутопата

Спутники Митры. Поднятый вверх факел у Кауты символизировал жизнь, перевернутый у Каутопаты — смерть.

Заходящее солнце античного язычества

Солнце и Луна

Архаичные символы плодородия, как и колоски, которыми завершается хвост быка.