Поиск начинается у ручья

8 ноября 2008

Поиски полезных ископаемых. Этим нужным, трудным, интересным делом занимаются у нас в стране десятки тысяч людей. Среди них немало опытнейших разведчиков недр, заслуженных первооткрывателей ценных месторождений. Но у некоторых охотников за камнями «геологический стаж» исчисляется всего одним-двумя походами.

Участники массового геологического похода — школьники и студенты, трактористы и токари, охотники и скотоводы — вышли на помощь геологам в их трудном поиске.

Поиски бывают разные. Можно искать наугад, надеясь на счастливую случайность. И это порой приносит пользу. Но, конечно, в тысячу раз плодотворнее поиск, основанный на глубоком понимании закономерностей залегания полезных ископаемых. Геологу нужны не только выносливые ноги, пытливые глаза, ловкие руки — ему нужен богатый запас знаний. А без знания даже счастливый случай может оказаться напрасным. Попадется в руки незнающему человеку ценный минерал, а он и не узнает его — выкинет.

Поэтому накапливать геологические знания — сейчас одна из главных задач участников геопохода. Знания, умноженные на массовость, принесут богатый «урожай» полезных ископаемых.

С этого номера в нашем журнале открывается «Страница геопоходчика» — заочная школа геологов-любителей. На первом занятии мы расскажем вам о том, что нужно делать в тех случаях, когда...

Это случилось в жаркий летний день. Геолог, возвращавшийся с маршрута, нагнулся, чтобы напиться у ручья, и вдруг заметил на дне красивый полупрозрачный камешек, который выделялся среди других своим голубым цветом.

«Это камень-пришелец, — решил геолог. — Любопытно, откуда принес его ручей?» И геолог отправился вверх по течению. Чем дальше удалялся он от места находки, тем чаще попадались обломки заинтересовавшей его голубой породы, Вскоре ручей привел исследователя к горе. Когда он поднялся почти на самую вершину, то увидел каменные гряды — сизо-голубые. После непродолжительного осмотра геолог убедился, что перед ним — корунд, один из самых твердых, после алмаза, минералов.

Так было найдено в Казахстане месторождение корунда; оно получило название Семиз-Бугу, что по-казахски значит «Синие скалы».

Оказался ли ручей случайным помощником геолога? Как очутились в ручье голубые обломки корунда? Какие силы отделили их от монолитных сизо-голубых гряд?

Секрет открывается просто. Солнце, вода и ветер вызвали разрушение каменных гребней. В геологии такие процессы называются выветриванием. А обломки горной породы, образовавшиеся вследствие выветривания, очень часто уносятся потоками воды в речные долины.

Насколько продолжительным было путешествие обломка, можно судить по его виду. Если обломок угловат, у него острые грани, значит недалеко и его «дом» — коренные породы. Заметная округлость и сглаженность камня свидетельствуют о более длительном его путешествии. Хорошо отшлифованный камень мы называем галькой. Галька собирается в основном в устье реки или ручья — ведь на всем протяжении потока природа производит как бы механическую сортировку каменного материала по степени его обработки.

Эту особенность используют при поисках полезных ископаемых. Если, допустим, геологи находят в устье реки гальку какого-нибудь ценного минерала, они идут к верховью водной артерии и по размеру, внешнему виду и количеству обломков определяют, где находятся их коренные выходы. При этом они учитывают и характер породы. Известно, например, что известняк мягок, он шлифуется и превращается в гальку быстро, и, следовательно, его месторождение может оказаться неподалеку от устья.

...Теперь нам ясно, как ручей помог геологу обнаружить «Синие скалы».

Нередко каменные обломки образуют самостоятельные месторождения — россыпи.

В конце прошлого века долина небольшой речки Клондайк, находящейся на северо-западе Канады, неожиданно приобрела широкую известность. Бедный голландский переселенец, живший у реки, копал на берегу яму и наткнулся на камень желтого цвета, весивший около полупуда. Переселенец отнес находку домой, и один из его знакомых, увидев необычный камень, посоветовал показать его ювелиру. Камень оказался золотым самородком. Известие о чудесной находке вызвало «золотую лихорадку». Сотни людей, стараясь опередить друг друга, устремились к реке.

Клондайкское золото находилось в россыпях. Что же такое россыпи?

Это рыхлые или соединенные, сцементированные отложения пород, содержащие зерна или кристаллы минералов. В россыпях, образовавшихся в результате размыва пород потоками воды, благородные металлы встречаются очень часто в их так называемом самородном виде (Конечно, такие огромные самородки, как первый из найденных на Клондайке, — большая редкость.). Так можно встретить золото и платину, драгоценные камни — сапфиры, рубины (разновидности корунда), гранаты, алмазы, топазы; такие ценные минералы, как вольфрамит, касситерит («оловянный камень»), шеелит, монацит, танталит, киноварь и другие.

Геологи различают несколько типов россыпей. Самые распространенные — речные. При их поисках обычно пользуются старинным, широко распространенным шлиховым способом. Геологи отбирают из речных отложений пробы и в лотках или ковшах промывают отобранный материал. Легкие частицы песка и глины уносятся водой, а на дне лотка остается осадок — наиболее крупные и тяжелые частицы. Их и называют шлихом. В шлихе могут находиться зерна полезных минералов, обладающих, как правило, большим удельным весом.

После промывки шлих осторожно кладут в какую-нибудь банку и просушивают, затем заворачивают в пакет, на котором указывается «место взятия» и вес пробы.

Минералы, которые находятся в шлихе, можно распознать по цвету. У золота, например, характерный желтый или бледно-желтый оттенок. Платина — серая, с металлическим блеском, киноварь и гранаты — красные. Касситерит имеет смоляно-черную окраску. Он чаще всего встречается в виде зерен неправильной формы. Этот минерал служит сырьем для получения олова, и обнаружение его в шлихе представляет большой интерес.

В тех случаях, когда геолог затрудняется различить минералы по их окраске, он может обратиться к иным методам определения: по форме камней, по степени их твердости.

Нередко неопытные самодеятельные геологи принимают за золото желтые кристаллики или блестки пирита. Для того чтобы не совершить ошибки, надо помнить, что эти два минерала по-разному отзываются на механическое воздействие. Самородное золото в 2—2,5 раза мягче пирита, ноготь оставляет на нем царапину.

Киноварь и гранаты тоже одного цвета, но в противоположность киновари гранаты образуют хорошо оформленные кристаллы, оправдывая тем самым свое название («гранатус» по-латыни — «подобный зерну»). Интересно отметить, что, если в шлихе обнаруживаются гранаты, это признак возможного присутствия в россыпи алмазов. Помимо гранатов, в шлихе можно обнаружить и другие минералы, обладающие характерными формами кристаллов.

Так, монацит, желтовато-бурый или коричневый минерал, образует красивые удлиненные призмочки. По форме они очень напоминают кристаллы топаза. Но цвет кристаллов топаза — винно-желтый, и они отличаются большей твердостью.

Чтобы не спутать касситерит с подобными ему по окраске минералами — например с вольфрамитом, — прибегают к несложной операции: на зерно минерала капают соляной кислотой и дотрагиваются до него кусочком цинка. Если через некоторое время в этом месте образуется металлический налет олова — значит, вы нашли касситерит.

Как же в дальнейшем поступают со шлихом? Его тщательно изучают под лупой. Геологи подсчитывают количество полезных минералов в каждой пробе, а затем составляют шлиховую карту. Для этого на листке кальки с нанесенным на него контуром реки проставляют точки, обозначающие места взятия проб. У каждой точки указывают количественное содержание минералов в шлихе. Такие карты помогают геологам не только найти россыпи, но и выявить границы коренных месторождений полезных ископаемых.

Отдел ведет С. Глушнев