Путешествие к Юпитеру

18 апреля 2008

В начале марта 1979 года автоматическая межпланетная станция «Вояджер-1» подошла к точке наибольшею сближения с Юпитерам. В это время она находилась на расстоянии всего 350 тысяч километров от центра этой планеты.

При этом на Юпитере были обнаружены полярные сияния. Причем настолько интенсивные, что их зафиксировали даже на дневной, освещенной Солнцем стороне планеты. На ночной стороне Юпитера, кроме полярных сияний, отмечено множество молний. Мощные электрические разряды в атмосфере, содержащей водород, метан, аммиак и воду, мо-пут привести к образованию сложных молекул, предшествующих жизни (некоторые исследователи сейчас предполагают, что в атмосфере Юпитера могла возникнуть и жизнь).

Астрономов столетиями интриговало знаменитое «Красное пятно» — гигантское (четыре диаметра Земли) и стойкое образование на Юпитере. Судя по полученным «Вояджером» данным, Великое красное пятно теперь можно считать метеорологическим явлением. Однако его природа, видимо, уникальна: как показали снимки, в глубинах «Красного пятна» скорее всего находится какой-то мощный поглотитель ультрафиолетового излучения.

Интереснейшие открытия были сделаны также на спутниках Юпитера. Ближайший к нему спутник — Амальтея — оказался не шаром: мощное тяготение планеты-гиганта придало ему сходство скорее с дыней (наибольшая длина Амальтеи вдвое превышает ее ширину). Неожиданной для специалистов и пока не объясненной оказалась слабая отражающая способность Амальтеи.

Когда «Вояджер» находился внутри орбиты Амальтеи, было зафиксировано существование у планеты кольца, подобного тем, которые принадлежат Сатурну и Урану. Кольцо Юпитера образовано мелкими телами, чья плотность крайне невелика, — это и мешало до сих пор открытию. Судя по снимкам, кольцо имеет около 30 километров в толщину и 8 тысяч километров в ширину.

После «свидания» с Юпитером «Вояджер» направился в сторону галилеевских спутников планеты (их, как более крупные, открыл Галилей вскоре после изобретения телескопа). Аппарат прошел в 13 тысячах километров от Ио, небесного тела, сходного по размерам с Луной.

Поверхность Ио, как оказалось, имеет желтовато-коричневую окраску и не покрыта кратерами, столь характерными для других изученных лун. Существенной чертой топографии Ио, очевидно, являются покрытые слоем солей равнины, рассеченные множеством скальных выступав, разломав и плоскогорий. Это не значит, что на Ио совершенно нет метеоритных кратеров: сделанные «Вояджером» снимки доказали их наличие — просто в большинстве случаев эти детали рельефа, вероятно, затянуты соляными образованиями.

Откуда они, однако, взялись? Скорей всего, это следствие вулканической деятельности: съемочные камеры. «Вояджера» запечатлели восемь несомненно действующих вулканов! И не слабеньких, так как их выбросы поднимаются на высоту до 400 километров над поверхностью Ио. Вероятно, именно они являются источником опоясывающих Юпитер облаков серы, которые зафиксировала аппаратура «Вояджера».

Вулканизм Ио — это первый случай наблюдения извержения вне Земли, не считая Луны, где извержения отмечались редко и в весьма слабой форме. Надо отметить, что открытие активного вулканизма в системе спутников Юпитера, как и открытие кольца вокруг планеты-гиганта, не для всех ученых явилось неожиданностью: то и другое задолго до полета «Вояджера» было предсказано группой советских исследователей во главе с профессором С. К. Всехсвятским.

Движущихся лавовых потоков на космоснимках не обнаружено. Однако на некоторых можно различить, что вулканы расположены в цент-ре свежих лавовых образований.

Следующий по удаленности от своей планеты шутник Юпитера — Европа — оказался в стороне от пути «Вояджера». Зато от более далекого — Ганимеда аппарат прошел всего в 5270 километрах. Поверхность Ганимеда оказалась изборожденной кратерами. Один из них окружен лучевыми полосами выброшенных пород длиной в несколько сот километров. Неожиданностью оказалось наличие на Ганимеде хребтов и борозд, напоминающих океанические рифты Земли. Установлено, что средняя плотность Ганимеда вдвое меньше плотности Ио и Европы. Поэтому специалисты предполагают, что этот спутник состоит... из воды. Сверху он одет в ледяной панцирь, ядро его — камвдиое. Но если это так, то с учетом внушительных метеоритных кратеров, — какова же толща льда? Или, быть может, Ганимед кое в чем похож на Землю, то есть оболочку воды и льда, образуя «континенты», местами прорезывают каменные массы ядра?

Всякое успешное исследование не только разрешает недоуменные вопросы, но и ставит новые.

Самый внешний из галилеевских спутников Юпитера — Каллисто — «Вояджер» прошел на удалении 126 тысяч километров. Наиболее примечательным объектом на поверхности Каллисто оказался «бычий глаз» — глубокий кратер диаметром в несколько тысяч километров. Он окружен кольцевыми уступами, напоминающими волны, которые расходятся в пруду от брошенного в него камня. Вообще Каллисто оказался наиболее испещренным кратерами телом солнечной системы. Однако совершенно непонятно, почему все эти кратеры, кроме «бычьего глаза», имеют одинаковые размеры.

Б. Силкин