Как делают брачные предложения? Очень просто, скажут некоторые: юноша облачается в торжественный новый костюм, вооружается букетом цветов и отправляется к будущей невесте, которая ждет его (ибо, как отметили еще Ильф и Петров, не существует девушки, которая, по крайней мере, за неделю не знала бы о готовящемся изъявлении чувств). Так что, если не говорить о сложности принятия решения, сам обряд сватовства сегодня весьма несложен.
Раньше, как известно, руку невесты просили у ее родителей. Раньше было сложнее — спросите у прадедов.
Так вот, еще раньше приходилось договариваться о выкупе за невесту — об этом даже прадеды не помнят. Это знают — в подробностях — этнографы. Выкупом могли быть деньги, скот, охотничья добыча — все, что имело в данном обществе ценность. Еще за невесту нужно было отработать в доме будущего тестя.
Значит, еще раньше было еще сложнее.
Еще же раньше приходилось иметь дело не с родителями, а со всем родом, к которому принадлежала невеста. Потому и предложение делали уже не родители жениха родителям невесты, а род — роду.
Изложенное выше — весьма упрощенная схема. Те или иные ее детали можно обнаружить в истории. Некоторые из них существуют и сейчас.
Высшая математика каменного века
Принято считать, что развитие цивилизации усложняет человеческую жизнь: вещи, бывшие для наших предков простыми и ясными, становятся все более запутанными и опосредствованными. Но когда дело касается брака, тут все наоборот, и у наиболее отсталых народов наиболее сложные правила (кстати, для того, чтобы в них разобраться, ученые все чаще прибегают к математике).
Причина здесь в том, что для племени, живущего в условиях первобытнообщинного строя, заключение брака — событие не столько личное, сколько общественное.
За примером обратимся к обычаям австралийских аборигенов.
Прежде всего юноша в австралийском племени знал, что на красивую и работящую невесту ему вряд ли стоит рассчитывать. Эти невесты доставались (как вторые или третьи жены) самым влиятельным членам рода, людям, уже доказавшим свои воинские и охотничьи таланты. Конечно, такой «жених» был отнюдь не молод. Что делать! Чтобы завоевать авторитет среди соплеменников, увы, всегда нужны годы!..
Но и для самых уважаемых людей выбор невест был ограничен. С брачной точки зрения каждое племя делилось на две части (исследователи называют их фратриями). Брак внутри фратрий запрещен, и создать семью можно только с человеком из другой фратрии. Но и это не все. Каждая, фратрия тоже делилась на несколько частей (обычно на две; их называют брачными классами). Наконец, у некоторых племен и классы делились надвое, так что всего их было уже восемь. Между этими классами существовали очень сложные отношения, разбирать которые не входит в нашу задачу. Скажем лишь, что на практике существовало два типа брака — тип арабана и тип диёри. (Так называют их ученые по имени племен, где брачные правила были лучше всего изучены.) При «арабанском» браке предложение следовало делать дочери брата матери. При браке «диери» — «дочери дочери брата матери матери». В первом случае существовало четыре класса, а во втором — восемь.
Причина такой запутанности одна — не допустить браков между ближайшими родственниками, поскольку это могло бы привести к вырождению племени.
Невесту выбирали для жениха либо старики, либо все взрослые женатые мужчины. У племени лоритья, например, это решение объявлялось в присутствии всех членов рода. К жениху, которому могло быть и пять, и десять, и пятнадцать лет, приближалась мать невесты и заявляла ему: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!» А родственники жениха добавляли: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!» При этом взрослые мужчины недвусмысленно грозили жениху и невесте увесистыми палками... У некоторых племен на юго-востоке Австралии какая-нибудь из родственниц жениха обязательно должна была выйти за кого-либо из родственников невесты.
В других местах, у племени аренда к примеру, зять должен был всю свою жизнь (и до и после брака) отдавать своему тестю часть добыли, а сверх того все свои отрезанные волосы (весьма ценный у аборигенов материал, годный для изготовления сумок, браслетов и прочих нужных вещей). Такие отношения аренда называли «туальчамура». А у племени курнаи существовал обычай «неборак», и смысл его был в том, что следовало отдавать тестю не просто часть добычи, но лучшую ее часть.
Любовь с трудом подчиняется правилам, и нередки были случаи, когда она восставала против них.
Иногда влюбленные набирались смелости и совершали побег. Но их в конце концов находили, и род сурово карал нарушителей. Мера наказания была одна — смерть. Иногда влюбленный похищал ту, которая покорила его сердце, даже не спрашивая ее согласия. Последствия обычно были те же.
Белая циновка
Папуасы, близкие соседи аборигенов Австралии, не принадлежат к числу наиболее развитых народов мира, так что брачные отношения у них тоже сложные (по крайней мере, у большинства племен). С другой стороны, между ними и аборигенами Австралии — огромная пропасть, ибо папуасы — земледельцы, а австралийцы — охотники и собиратели. Как результат: на Новой Гвинее есть и такие племена, где вопрос о браке решается столь просто и быстро, что высокие договаривающиеся стороны не успевают за это время выкурить сигару. Да, именно сигару, ибо папуас, желающий жениться, скручивает толстую сигару, положив между листьями табака прядь своих волос. Выкурив ее до половины, он передает сигару своей матери, а та несет ее будущей невестке. Если девушка принимает сигару и выкуривает ее до конца, предложение считается принятым.
...Жители полинезийских островов Самоа — мореходы, искусные рыбаки и отважные воины. Смелость — вот что ценят и ценили на Самоа прежде всего.
На Самоа сватаются обычно во время праздника. Юноша в полном боевом уборе подходит к группе девушек и начинает военный танец. Он наступает на воображаемого врага, размахивая рукой, как будто в ней зажата боевая дубинка, мечет копье... Восхищенные зрительницы не сводят с него глаз. Но кому же объясняется он в любви, кто она? Терпение — сейчас он начнет петь, а его друзья, окружив его тесным кольцом, хором ему подпоют..
Наконец имя избранницы известно. Боже, как она смутилась, как она возмущена посягательством на собственную свободу! Юноша хочет ввести ее в танцевальный круг, но она, соблюдая все правила хорошего тона, сопротивляется: бьет его, дергает за волосы, упирается — правда, не слишком. Снова начинается танец-пантомима. Юноша страстно клянется в любви, она сначала недоверчива, потом постепенно начинает благосклоннее относиться к его клятвам.
На следующий вечер юноша и девушка встречаются уже наедине. С родителями они поговорили уже заранее. Если те не против брака, можно начать подготовку к свадьбе. А если нет... ...Утром выясняется, что девушка исчезла. Об этом возвещают друзья жениха, собравшиеся у дома невесты.
— Аванга, аванга, аванга! — громко скандируют друзья. — Они сбежали!
Старики в бешенстве. Они клянутся, что никогда не простят ослушницу. Недовольны и односельчане. Они просто вне себя от гнева. Они немедленно, вот прямо сейчас, отправятся в погоню. Только сначала надо позавтракать. Потом находятся другие причины...
Идет время. Проходит неделя, другая, и наконец родители посылают дочери белую циновку. Это знак прощения. Беглецы возвращаются, их торжественно принимают, и начинаются переговоры о выкупе за невесту — верный предвестник того, что свадьба не за горами.
Терпение и еще раз терпение
...У индейцев американских прерий ухаживание длилось долго. Прежде чем думать о женитьбе, юноша должен был покрыть себя боевой славой, принести много трофеев и угнать у соседних племен много лошадей. Девушка же тем временем совершенствовала свои хозяйственные таланты. Наконец, став знаменитым воином (и удостоверившись в том, что его избранница тоже не теряла времени даром), молодой человек, которому было уже под тридцать (а еще чаще — за тридцать), приходил к брату невесты просить ее руки.
Прибыв с дарами к дому девушки, будущий жених садился у дверей и, случалось, сидел так не одни сутки, демонстрируя терпение и выдержку. Члены же семьи, с которой он хотел породниться, все это время всячески поносили его, иногда посылали с каким-нибудь поручением, а потом вновь принимались ругать и оскорблять. Когда же наконец предложение принималось, начинался торг из-за платы за невесту.
У некоторых народов, у индейцев-ирокезов например, предложение делалось следующим образом. Юноша, полюбив девушку, сообщал об этом отцу. Отец передавал эту новость всем родным и близким. Те собирались на совет и обсуждали выбор юноши. Если их решение было положительным, юноше разрешали делать предложение. Отец доставал медвежью, бобровую или оленью шкуру (в зависимости от того, женился ли первый, второй или третий сын) и вручал ее жениху.
Тот направлялся к вигваму невесты и расстилал там шкуру. Отец невесты тоже не принимал решения в одиночку; он тоже собирал родных и друзей, извещал их о предложении, и если возражений не поступало, он приказывал дочери сесть на шкуру. Это значило, что «есть мнение принять предложение». Были в этой церемонии и свои разночтения. Иногда, получив согласие отца, юноша шел к невесте не сам, а избирал себе «келувлета» — посланца. Тот, захватив нитку вампума (бусы из раковин, каждая нить которых имеет смысл), называвшуюся «келолвавей», направлялся в дом невесты, сопровождаемый толпой празднично раскрашенных друзей. Перебирая вампум, келувлет рассказывал о том, что за человек ищет руки данной девушки. Ответа келувлет не требовал. Он возвращался в вигвам юноши и ответа ждал там. Если ответ был положительный (приносил его младший братишка невесты, а наградить его надлежало вместо конфетки мозговой костью оленя), то юноша посылал избраннице новую одежду.
В этой одежде невеста, собрав родственниц и подруг, шла в вигвам жениха. Торжественную встречу завершало рукопожатие. Потом следовали визиты, и ответные визиты, и визиты в ответ на ответный визит...
«Славянский шкаф» племени басуто
Сватовство по старинным обычаям у народа басуто в Южной Африке — операция длинная и трудная, причем ни жених, ни невеста участия в ней не принимают. (Если, конечно, не считать того, что жених сам выбирает себе невесту, а невеста вольна ему отказать.)
Получив согласие девушки, юноша рассказывает обо всем своему отцу. Тот отправляется в дом отца девушки. Разговор сначала идет о чем угодно — о погоде, о видах на урожай, о том, что молодежь не та пошла теперь, — в общем, обо всем, о чем могут говорить два немолодых почтенных человека, только не о сватовстве. Наконец, когда, кажется, обо всем уже переговорено, гость как бы невзначай говорит:
— Хочу попросить у вас собаку.
Прежде чем ответить, хозяин долго и напряженно думает, вздыхает, морщит лоб, а потом отвечает так:
— Мы люди бедные. Скота у нас совсем нет. А у вас скот есть?
В ответ гость жалуется на тяжелые времена, на падеж скота; на неурожай, на то, что жизнь теперь не та, что раньше и т. д. и т. п., и в таком же духе, пока не условятся о сумме выкупа.
Согласитесь, что со стороны все это звучит странно: при чем здесь собака? И что за нелогичный ответ?
...Вы когда-нибудь читали книги, где, скажем, один человек, придя к другому, совсем незнакомому, задает ему вопрос:
— У вас продается славянский шкаф?
А тот ему:
— Медуза в южной бухте! (Или что-нибудь еще понелепее.)
Так вот, этот диалог состоит из пароля и отзыва, по нему узнают о целях и задачах пришедшего. Хорошее воспитание у басуто требует, чтобы ни о чем не говорилось прямо, чтобы обо всех вещах сообщалось целой системой закодированных знаков.
Вскоре в дом девушки отправляется второй сват. Его называют «мать дочери», хотя это и слабо вяжется с тем, что сват — всегда мужчина. Войдя в дом, «мать дочери» заявляет:
— Я пришел попросить нюхательного табаку.
Все женщины в доме начинают немедленно тереть табак и, наполнив им красиво украшенную табакерку из тыквы — калебасу, со специальным посланцем отсылают ее жениху.
Открыть табакерку имеет право, конечно же, только один человек — муж старшей сестры жениха. Специальной ложечкой набирает он табак, нюхает его и передает калебасу дальше, пока она не опустеет.
Затем табакерку возвращают невесте. Невеста украшает калебасу жемчугом и, как самое дорогое украшение, надевает в праздник на шею. (Это украшение она будет носить и после свадьбы, пока не родится первый ребенок. Тогда жемчужины с калебасы повесят на шею ребенка.)
Тем временем скот начинают перегонять к дому невесты. Люди, пригнавшие первую партию скота, войдя в дом, просят «ведро — водицы набрать из колодца». Конечно, никакая вода им не нужна: родственницы невесты варят пиво, причем в таком количестве, что его хватает . на весь праздник, длящийся дней шесть. Пир горой идет, пока не пригонят следующую партию скота, причем пригоняет ее сам жених. Сопровождает его только один человек — самый лучший друг. Оба они остаются в доме невесты месяца на два-три. Жизнь идет своим чередом, и оба юноши принимают в ней участие, потому что в этом доме они уже свои. Не имеют они права только на одно: брать пищу из котла руками.
Когда весь выкуп перегонят в дом невесты, играют свадьбу.
Как скажут звезды
Сколько народов, столько и обычаев... Часто бывает так, что образ жизни сменился, а обычаи, родившиеся в далеком прошлом, по-прежнему регламентируют жизнь, хотя они уже не только неудобны, но и активно мешают. Если кто и рад им, то это этнографы; для них эти обычаи — находка, в них, как в музее, законсервировалось прошлое. И часто в стенах современного дома разыгрываются сцены, где взгляд исследователя узрит и матриархат, и древние верования и даже услышит язык исчезнувших давно народов...
...— Пришел просить у вас, почтенный Рамгулям-джи, руки... Если один немолодой индиец просит у другого немолодого индийца руки, это значит, что у него дочь, а у его собеседника — сын «на выданье».
В Индии еще очень широко распространены браки по выбору — и выбор делают не те, кому надлежит вступить в брак, а их родители или вообще старшие родственники. Не так уж редки случаи, когда до свадьбы жених ни разу не видит невесты, а невеста — жениха.
Инициативу обычно проявляет семья невесты. Действует она через посредников. Иногда это сваты-профессионалы, иногда какая-нибудь родственница, обязательно замужняя, в крайнем случае вдова. Иногда, наконец, в этой роли выступает деревенский цирюльник.
Существует еще один непременный участник помолвки — астролог. Он составляет гороскопы жениха и невесты, выясняет наиболее удобные и благоприятные сочетания звезд.
Помолвка происходит не между женихом и невестой, а между их родителями. Именно они дают обещание, что поженят своих детей, — будущие муж и жена при этом только присутствуют. При поисках жениха и невесты учитывается, конечно, и то, к какой касте они принадлежат. Жениться и выйти замуж можно только в пределах касты. Иначе — разрыв отношений с семьей, родственниками, знакомыми, страшный грех перед религией...
Каждая главка нашего рассказа, как заметил терпеливый читатель, кончается одним и тем же: помолвка совершена, остается сыграть свадьбу.
Свадебные обычаи не менее разнообразны, чем те, о которых мы вам рассказали; и в них есть много непонятного, загадочного, странного, наконец. Очень возможно, что папуас, попав на басутскую свадьбу, живот бы от смеха надорвал, а самоанец не понял бы, чем, собственно, заняты ирокезы. Ведь и в свадьбе отразилось своеобразие народа, его история, его психика.
Но это тема уже другого разговора…
А. Дридзо, кандидат исторических наук