Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды

Пышные обряды во славу величайшей буддийской святыни и сегодня совершаются строго по канону, написанному много веков назад

Обсудить

Один раз в году, в лунный месяц эсала (в июле или августе), в городе Канди, расположенном в самом центре Шри-Ланки, проводится фестиваль Эсала Перахера (в переводе с ланкийского — «шествие»). Это одно из важнейших событий в жизни буддийского мира. По улицам проносят Зуб Будды — божественную реликвию, созерцание которой дарует человеку возможность видеть низкое и благородное, проникать в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия мыслей и действий не только своих собственных, но и других существ Вселенной…

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Cлоны в полном праздничном облачении — один из них несет священную шкатулку с бесценной реликвией
Источник:
Wikimedia Commons

Будда старше Христа на 623 года. Он родился в Непале, в местечке Лумпини. В процессе медитации достиг просветления, стал проповедовать свое учение и умер в возрасте 80 лет. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Учителя один из его учеников выхватил из погребального костра божественный Зуб.

В течение 8 веков сокровище хранилось в Индии, но в 361 году принцесса Хемалатхи, спрятав Зуб в своей пышной прическе, перевезла его на Цейлон, дабы спасти от воинственных индуистов-брахманов. С тех пор находилось множество охотников похитить, уничтожить или подменить чудесный предмет, но все попытки оказывались тщетными, и святое достояние каждый раз снова и снова чудесным образом возникало на Цейлоне.

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Храм Далада Малигава
Источник:
NHPA via Legion Media

В XVI веке в высокогорном городе Канди специально для Зуба был выстроен храм Далада Малигава. С тех самых пор каждый день сюда приходят верующие и кладут на алтарь свои подношения: с утра — сок и цветы лотоса, в обед — рис с карри, к вечеру — сладости. Говорят, что всю эту пищу затем съедают жрецы и служители храма, в обязанности которых входит ритуальное воскурение ароматических веществ и возжигание ритуальных светильников.

Стены храма оформлены эпизодами из жизни Просветленного, потолки украшены резьбой, а двери облицованы серебром и слоновой костью. В нижнем ярусе восседает Будда, высеченный из глыбы горного хрусталя, а в одном из ларцов хранится фигура, вырезанная из цельного изумруда. Отдельное помещение отведено под выставку подарков из других стран (Индии, Таиланда, Китая, Японии) — это золотые, белые, желтые, зеленые Будды.

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Интерьер храма Далада Малигава
Источник:
Wikimedia Commons

Сам же Зуб хранится в «Зале прекрасного вида», вход туда разрешен лишь особым служителям культа. Исключения же делаются только для особо важных персон, коими в наше, например, время были английская королева Елизавета и легендарная Валентина Терешкова. Но ни та, ни другая так и не поделились своими впечатлениями от увиденного.

Поэтому для иллюстрации приведем воспоминания русской путешественницы княгини Щербатовой, посетившей храм в 1890 году. «Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег — карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб».

Праздник приходит

Начинаются ежегодные торжества наутро после новолуния церемонией «кап» — выбором важнейшего лица процессии. Этот «капурала» находит дерево эсала, окуривает его благовониями и опрыскивает душистой водой. Затем возжигает девятисвечник и раскладывает вокруг девять разных цветов в честь девяти небесных тел. Потом наряжается в белые одежды, срубает дерево и распиливает ствол на четыре части.

Из них он вытесывает столбы, которые устанавливаются в каждом из храмов, посвященных богам-покровителям, принимающим участие в Перахере: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттини.

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Храм празднично украшен по случаю Перахеры
Источник:
Legion Media

(После в течение пяти дней священные церемонии c мини-шествиями проходят в этих четырех храмах. А на шестой день начинается череда городских шествий — они называются «Кумбал Перахера». Открывать каждый парад будет процессия храма Далада Малигава, за которой будут следовать главы храмов богов-покровителей со слонами и реликвиями. — Прим. ред.)

С раннего утра десятки тысяч паломников из самых отдаленных мест стекаются в Канди, чтобы заранее занять место на тротуарах тех улиц, где ночью пойдет процессия. На жаре им приходится находиться весь день — иначе можно оказаться в последних рядах и ничего не увидеть. Что же касается нормальных мест, а ими являются сколоченные из досок трибуны, то билет туда стоит совершенно недоступных для большинства местных жителей денег — 20 — 30 долларов. Там, как правило, сидят лишь иностранные туристы да представители ланкийской власти.

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Публика собралась у отгороженной кованной решеткой аллеи возле храма и готова наблюдать за парадом
Источник:
Legion Media

Но самая удобная точка для обзора — украшенный гирляндами живых цветов балкон отеля «Квинс». Построили его англичане в начале прошлого века. В его номерах еще сохранилась мебель колониальных времен, а над кроватями и сейчас натянуты антимоскитные сетки. Правда, чтобы попасть в эту гостиницу во время Перахеры, необходимо заказывать номер по меньшей мере за месяц. Зато, если повезет, можно оказаться на балконе рядом с президентом Шри-Ланки.

За два часа до начала церемонии все платные места обычно бывают заняты. На деревьях, украшенных горящими разноцветными лампочками, висят любопытные мальчишки. Из громкоговорителей транслируются мантры — их где-то внутри храма монотонно читают монахи. По улицам едут поливальные машины, а за ними бегут добровольцы со щетками и драят и так уже почти стерильный асфальт. В воздухе повисает аромат ожидания предстоящего события.

Во славу Будды

В девять вечера, когда на небе появляется луна, со стороны храма доносится пушечный выстрел. Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, отгоняя злых духов. Впереди с факелом в руке идет карлик.

Затем проходят танцоры с факелами. Вслед за ними движутся знаменосцы с пятицветными буддийскими штандартами. Начинают греметь барабаны, слышен пронзительный звук флейт. Затем появляются представители касты «оли», не имеющие права носить верхнюю одежду. На их головах колышутся уборы из перьев, голые тела пестрят украшениями, а к ступням привязаны бубенцы.

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Появление священного Зуба
Источник:
Youtube.com

Наконец выступают слоны — увешанные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого везут свиток из листьев талипотовой пальмы, где перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседает главный махаут (начальник царских сановников), держа в руках символ власти — серебряный багор. Шествие перемежается танцами в разных стилях. И вот наконец появляется группа из трех слонов — на спине третьего, самого крупного, под шелковым балдахином, в блестящем позолоченном ларце покоится сам Зуб.

Следом идут музыканты, играют «гаман хевеси» — боевой марш сингалов. Они звенят тамбуринами, колотят в барабаны и извлекают различные звуки из морских раковин. За ними в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, под огромным зонтом величественно движется главный староста (ниламе) храма Далата Малигава.

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Исполнители классического стиля кандийских танцев — «вес нетума»
Источник:
Legion Media

Это внушительное шествие продолжается четыре часа. По окончании же его народ начинает плясать и запускает в небо фейерверки. Кстати, ни одного пьяного во время Перахеры встретить невозможно. Буддисты вообще пьют мало, а в эти дни продажа спиртного строжайше запрещена буквально по всей стране. Даже в отеле, где проживают исключительно европейцы, бывает крайне затруднительно достать даже бутылочку пива.

Да и правильно. Скопление множества людей в кромешной темноте, обязательное применение различных пиротехнических приспособлений и участие в процессии нескольких десятков слонов таят в себе большую опасность.

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
За выступлением «огненных» артистов наблюдают полицейские
Источник:
Zoonar via Legion Media

Однажды случилась настоящая трагедия. Один слон, наступив на горящий фитиль, стал метаться, обезумев от боли. Люди бросились врассыпную. Солдаты открыли огонь на поражение, но попали в животное не сразу. Было много жертв. Причем слон сбил только двух человек, остальные пострадали в давке, утонули в озере или попали под шальные пули. Впрочем, с тех пор во время проведения Перахеры на каждом шагу дежурят полицейские, готовые в любой момент организовать эвакуацию.

Новое утро

(За пятью днями парадов «Кумбал Перахера» следуют пять дней шествий «Рандоли Перахера» — еще более пышных и торжественных. В конце выносят символические паланкины — они символизируют паланкин королевы, которая когда-то принимала участие в церемонии, пока король это положение не отменил. — Прим. ред.)

Спасенный из огня: как на Шри-Ланке чествуют Зуб Будды
Барабанщики на заключительном параде
Источник:
Legion Media

…И вот наступает последний день Перахеры — день, когда проводится обряд «разрезания воды». На середину кандийского озера выплывают расписные челны, в которых сидят капуралы и жрецы — представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом своего воинственного бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Считается, что она обладает магической силой. До следующей Перахеры кувшин будет храниться в храме, а через год воду выльют обратно и снова наполнят емкость священной влагой.

После окончания торжественной церемонии площадь перед храмом обычно бывает усеяна спящими людьми и слонами. Монахи продолжают тянуть свои бесконечные мантры. Распустив волосы, у фонтана умываются девушки. Цветочник раскладывает головки лотосов и жасминов — подношение к алтарю. И так будет всегда…

Александр Попков

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2001, частично обновлен в августе 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения