О том, как спланировать маршрут по Стране восходящего солнца, сэкономить на экипировке и наладить быт в автодоме, рассказывает Ирина Татаринова, бренд-директор маркетплейса Flowwow. Девушка путешествовала по Японии в доме на колесах и побывала в самых красивых местах страны.
Далее — рассказ от первого лица.
В прошлом году я прожила месяц в Токио и настолько впечатлилась этим городом, что задумала устроить нечто большее. У меня появилась идея отправиться вместе с мужем и друзьями в настоящее дорожное приключение на автодоме по нетуристической Японии.
Исследуя новую страну, я всегда стараюсь понять ее изнутри и пожить в ритме местных, а еще обязательно изучаю живописные природные места. Лучше всего это можно сделать на своем автомобиле ― так удается избегать типовых маршрутов и не подстраиваться под расписание общественного транспорта.
Что стоит учитывать перед поездкой
Начну с важного: российские права в Японии напрямую не действуют. Чтобы ездить, нужен их официальный перевод (его делают в консульстве), и тогда можно водить машину в течение года после въезда.
Поэтому я всю дорогу провела на пассажирском сидении, а за рулем были мои друзья. При долгом пребывании в стране российские права придется обменять на местные — через полицейское управление, с экзаменом.
Если не учитывать этот нюанс, автодом ― идеальный формат жилья в путешествии по Японии. Он не просто необычный, но еще и экономный. Для сравнения –– проживание в стандартном номере 10 кв. м в Токио обошлось бы нам в среднем в 100$ (~8 438 руб.) за ночь.
Мы же потратили на жилье около 60$ (~5 062 руб.) на четырех человек за сутки и получили за эту цену полноценный дом на колесах с комфортными спальными местами, раковиной, холодильником и небольшой кухней.
Как устроен быт в автодоме
Автодом может показаться недостаточно комфортным: в нем неудобно умываться, не всегда есть возможность принять душ и сходить в туалет. На такой случай в Японии есть специальные парковки. Они совсем не похожи на перевалочные пункты или заправки на трассах. Это полноценные точки обслуживания путешественников.
На территории есть просторная бетонная площадка для машин, а рядом — небольшой магазин-кафе, где можно купить еду, умыться и поужинать за удобным столом. Почти все парковки находятся вдали от дороги, ближе к природе ― в тихих местах, с видом на горы и леса.
Стандартный душ в путешествиях нам заменили онсены — традиционные японские сауны на горячих источниках с серной водой. Местные обожают проводить в них время и, насколько я знаю, часто по этой причине даже обходятся дома без ванны.
За время поездки мы побывали в десятке онсенов, все они были очень чистыми и продуманными до мелочей. Для мужчин и женщин предусмотрены отдельные зоны, есть горячая и холодная вода, прачечная, а в некоторых даже бассейны под открытым небом. Лежишь себе в теплой воде и наблюдаешь за звездами.
Температура воды здесь достигает 90°C, а ее минеральный состав уникален даже для Японии.
Несмотря на то, что в автодоме была своя кухня, мы пользовались ею лишь изредка, чтобы заварить чай или лапшу. На всех стоянках есть небольшие магазинчики, в которых продаются ланч-боксы с готовой едой ― бенто-бако.
Наполнение в них может быть разным, от суши до стеклянной лапши. Единственный минус ― там почти нет овощей, а в супермаркетах цены на них зашкаливают. В остальном японская еда очень вкусная и сытная. Больше всего мне понравились стейки вагю и рамен.
О безопасности и нравах местных
На протяжении всего маршрута мы ночевали на тех самых парковках, о которых я рассказывала выше. Часто на территории не было других машин, и удавалось насладиться красотой местной природы в одиночестве. Мы всегда чувствовали себя в безопасности, и это неудивительно: Япония входит в топ стран с самым низким уровнем преступности.
К нам почти никогда не подходили с расспросами местные. Никаких разговоров о погоде или оценивающих взглядов. Казалось, что японцев невозможно отвлечь от собственного потока мыслей, и даже наш причудливый дом на колесах не вызывал удивления. Эта закрытость ― скорее, привычка местных не влезать в чужие дела и не беспокоить незнакомцев.
При этом японцы приветливые и дружелюбные. Как и везде в Азии, здесь не принято говорить «нет». Мы всегда могли обратиться с вопросом, и даже несмотря на то, что в небольших городах и деревнях японцы хуже говорят по-английски, нам никогда не отказывали в помощи.
Как строился маршрут
Мы выехали из Токио по направлению к вулкану Фудзи. Это действующий стратовулкан идеальной конической формы, но он уже давно не беспокоит местных жителей. Последнее извержение здесь произошло аж в 1707 году, и в ближайшее время специалисты не предсказывают другого.
Следом мы отправились в Киото, чтобы полюбоваться величественными храмами и старыми кварталами, где до сих пор сохранились дома с тысячелетней историей.
Затем заехали в Осаку. Знаю, что многие приезжают сюда на шопинг, поэтому здесь очень много туристов, а на улицах порой царит полный хаос. Типичный индустриальный азиатский город со множеством рынков, и это лишает его уюта, присущего всей стране.
После Осаки мы поехали кататься на велосипедах в Национальный парк Йосино-Кумано. Его территория довольно дикая, но в то же время благоустроенная. Велосипедная дорожка проходит через священные рощи с тысячелетними деревьями криптомерия. Японцы высаживали их традиционно вокруг синтоистских святилищ — как природных хранителей священных мест.
На следующий день мы отправились через Кобе и Химедзи в Окаяму. Здесь прокатились по мостикам над узкими проливами с чистой бирюзовой водой. Далее по плану была переправа на остров Сикоку, откуда открывается вид на мост Сето Охаси — грандиозное сооружение длиной 13,1 км.
После Сикоку мы посетили Нагоро — удивительное место, которое называют деревней чучел. Местная жительница создала более 400 реалистичных кукол в человеческий рост, чтобы компенсировать сокращение населения.
Соломенные чучела сидят на лавочках возле домов и на остановках, обедают в местном кафе, учатся в школе и даже работают в поле. Это выглядит довольно апокалиптично, но в то же время завораживает.
От Нагоро началась наша обратная дорога в столицу. Мы проехали древнейшее озеро Японии — Бива, которому более 4 млн лет. В его водах обитают эндемичные рыбы и моллюски, а вдоль береговой линии японцы до сих пор ставят традиционные плавучие рыболовные сети, технология ловли которыми не менялась веками.
Завершилась наша поездка снова в Токио. Как по мне, этот город не может не понравиться — огромный мегаполис, удивляющий своим спокойствием. Складывается ощущение, что громкость убавили до минимума. И это при условии, что здесь живут более 10 млн человек.
Лайфхаки для путешественников
Лучше покупать б/у экипировку. В Японии очень развита культура секонд-хендов, в которых можно купить все, от одежды до электроники, по доступным ценам. Если вам нужны палатки, спальные мешки или другая экипировка, советую присмотреть их там. Мы купили в поездку два горных велосипеда за 70$ (~5906 руб.) в японской сети магазинов Buychari (Байкари).
Отправляйтесь в поездку в сезон Момидзи. Мы путешествовали на автодоме в ноябре. В это время в стране погода сухая и солнечная, а деревья меняют цвет листьев от зеленого к желтому и красному. Особенно ярко выглядят клены.
Чтобы полюбоваться всеми красками, лучше путешествовать с севера на юг. Так вы сможете увидеть, как постепенно наступает осень.
Прикрепляйте к запросу на визу подробный план поездки. Этот лайфхак пригодится тем, кто планирует часто приезжать в Японию. Обычно новичкам одобряют визу на полгода или год, но если прикрепить к заявке на визу письмо с описанием длинного маршрута и планами приехать в страну несколько раз, вероятнее всего, срок увеличат до трех лет. Это прием помог мне и моим друзьям.
Главное ощущение от такой поездки — свобода передвижения и возможность увидеть то, что доступно только местным.
Фото: предоставлены Ириной Татариновой, если не указано иное.