Многих героев греческих мифов, подобно современным увлеченным путешественникам, одолевала жажда странствий — правда, ими двигала неумолимая судьба. Автор «Вокруг света» проехал по земле богов и героев по следам одного из них.
Древнегреческий герой всегда путешественник: ни Гераклу, ни Одиссею, ни Ясону не сиделось на месте. Если выстроить поездку по следам известных с детства персонажей, можно увидеть совсем иную Грецию. В жизни людей все решают боги, так считали древние греки. Я лечу в эту страну, надеясь на подсказку Тюхэ, древнегреческой богини случая.
Водитель такси, везущий меня из аэропорта, — понтийский грек, иммигрант из Казахстана, отлично говорит по-русски и развлекает меня рассказами о достопримечательностях. За окном проплывает Гефестейон — храм бога огня, ремесла и изобретательства.
«Невероятная сохранность!» — восклицаю я. Таксист сообщает, что долгое время храм считали посвященным Тесею — ведь героев греки почитали наряду с богами. «Вы же знаете Тесея?». Вот она, подсказка Тюхэ.
Малая родина
Тесей, мифический царь Афин, известен прежде всего победой над Минотавром. Ученые считают, что он в некотором роде «ответ» Афин всегреческому герою Гераклу. Того связывали с племенем дорийцев, заселившим Пелопоннес со Спартой. А Тесей был героем ионийцев и Афин, полиса — соперника Спарты.
Мой друг из Афин Саша везет меня на родину героя — в село Тризин в области Арголида на полуострове Пелопоннес. Тесей родился в Трезене, который, по свидетельствам древнеримского географа Страбона, еще в первые века нашей эры был большим городом. К Новому времени от исторического Трезена сохранились только руины, которые можно осмотреть, а нынешний Тризин — всего лишь переименованное в XX веке село Дамалас.
Я не нахожу имени Тесея ни на одной из таверн в окрестностях Тризина. «Как же так?!» — удивляюсь, делая заказ в таверне «Кампос». «Так он же здесь почти не жил», — говорит Саша. И правда, мифы рассказывают, что совсем юным Тесей отправился в Дельфы, ненадолго вернулся на родину и отбыл в Афины.
Кстати, хозяин «Кампоса» тоже не сидит на месте. Его таверна, где в меню солирует свинина на гриле, открыта лишь раз в неделю — в субботу. В остальные дни «Кампос» готовит свою простую и невероятно вкусную еду в соседних городках.
Дельфийский оракул
Святилище Аполлона в Дельфах много веков считалось в античном мире самым авторитетным местом, где предсказывали будущее и объявляли волю богов. Путь туда не столько долог (хотя от Афин до Дельф 200 км, а от Тризина — все 300), сколько труден: часть проходит по горному серпантину, ведь святилище расположено на высоте 700 метров над уровнем моря, на склоне горы Парнас. Сейчас это удобная асфальтированная дорога, а три тысячелетия назад она сама по себе была испытанием перед получением пророчества.
Обращались к оракулу с самыми разными вопросами. Предсказание (их сохранилось более 600) никогда не было однозначным ответом. Вопрошающий сам истолковывал его, принимая на себя риски дальнейших действий. Так, лидийский царь Крёз, начиная войну с соседями-персами, получил прорицание: «Перейдя [пограничную] реку, погубишь великое царство». Царь посчитал это хорошим знаком. И в итоге действительно погубил царство, правда, свое.
Будущий отец Тесея, афинский царь Эгей, отправился в Дельфы узнать, родится ли у него сын. «Не развязывай нижний конец бурдюка, не вернувшись в Афины», — из этого пророчества Эгей ничего не понял. Возвращаясь из Дельф, вовсе не по дороге остановился в Трезене — ничем, кроме происков богов, не объяснимый маршрут. Местный правитель Питфей предсказание разгадал: Эгею советовали не вступать в связь с женщиной до прибытия в свое царство, ибо отпрыск мог получиться непростым.
Но Питфей не рассказал афинянину о своем открытии, а наоборот, устроил тому свидание с собственной дочерью. Затем Эгей отправился дальше, а царевна родила Тесея. Когда мальчик вырос, он пошел в Дельфы, чтобы, как было принято у достигших совершеннолетия юношей, посвятить прядь волос Аполлону.
Сейчас Дельфы представляют собой музей под открытым небом. Вокруг — величественный ландшафт: с одной стороны от дороги раскинулась Крисейская равнина — сжатая с двух сторон горами пойма реки Плистос, с другой — уходят круто вверх скалы Федриады, не раз, согласно местным легендам, спасавшие священное место от захватчиков.
Неширокая дорога извивается по склону вверх, проводя по всем достопримечательностям святилища — мимо сокровищниц, мимо знаменитого храма Аполлона, от которого сохранились лишь мощная платформа и несколько колонн, мимо театра к стадиону. Стадион был необходим, ведь Дельфы проводили состязания — Пифийские игры. На хорошо сохранившихся трибунах сидят туристы и слушают гидов.
На обратном пути я останавливаюсь около сокровищницы афинян, построенной, чтобы хранить дары жителей этого полиса богу Аполлону. Небольшое мраморное здание было, как и все в Дельфах, разрушено, но в конце XIX века реконструировано.
В рельефах на южной стороне сокровищницы опознали Тесея, совершающего подвиги по пути в Афины. Вернувшись из Дельф в родной Трезен, будущий герой узнал от матери, кто его отец, и отправился к Эгею знакомиться. А по дороге победил пятерых опасных разбойников.
Мой герой был очень важен для политического позиционирования жителей Афин. А эта сокровищница — первое архитектурное сооружение афинян, в скульптурном убранстве которого появился Тесей.
Охота на быка
Передохнув в Афинах, еду в Марафон — городок, где Тесей по поручению Эгея совершил еще один подвиг: победил огромного Марафонского быка. У этого животного своя предыстория.
Великолепного быка критскому царю Миносу послал бог Посейдон. Красавца следовало принести в жертву, но царь пожадничал и заменил его обычным быком. Посейдон в гневе наслал на животное безумие, и бык носился по Криту, вытаптывая все на своем пути.
Геракл — это был его седьмой подвиг — поймал быка и привез к царю Эврисфею в Микены. Тот испугался и велел отпустить животное. Поскольку безумие так и не оставило быка, он взялся за старое сначала на Пелопоннесе, а затем и в Аттике, где его победил Тесей.
Марафон — еще и место великой битвы между объединенными силами греков и персидской армией в 490 году до н. э. На поле боя в древности насыпали погребальный курган и поставили памятную колонну. Сейчас их можно осмотреть и заодно зайти в небольшой Марафонский музей. Название городка закрепилось в современных языках как обозначение спортивной дисциплины с подачи древнегреческого писателя Плутарха, который через полтысячелетия придумал легенду о героическом гонце.
Согласно этому автору, после битвы с персами греческий воин пробежал в полном вооружении 42 километра до Афин, чтобы принести на родину весть о победе, и упал замертво. Плутарх также писал: «Многим воинам, сражавшимся с персами при Марафоне, явился Тесей в полном вооружении, несущийся на варваров впереди греческих рядов».
В Афинах в Пестром портике, где родилась философия стоицизма, одна из картин изображала трех божественных помощников греческой армии в той битве: Афину, Геракла и Тесея.
Герой в Лабиринте
Паром из Пирея везет меня на остров Крит. Здесь было, по мифам, царство Миноса и вполне реально существовала минойская цивилизация мореходов. Ее сгубило то ли извержение вулкана, то ли набеги «народов моря», то ли все вместе.
Минос был могущественным правителем, а после смерти стал судьей подземного мира. Когда этот царь прогневал Посейдона, не пожертвовав быка, в отместку бог внушил его жене Пасифае влечение к этому животному. От этой связи родился Минотавр — чудовище с головой быка и телом человека. Для монстра афинский изобретатель Дедал построил Лабиринт — огромное здание с запутанными коридорами.
Город Миноса называется Кносс, и при том, что сам царь — фигура мифическая, дворцовый комплекс возрастом 4 тысячи лет вполне настоящий. До конца XIX века Кносс считали вымышленным местом, но благодаря двум археологам-любителям — Миносу Калокериносу и Артуру Эвансу — его нашли под толщей земли и практически полностью раскопали.
Более того, Эванс еще и реконструировал дворец, а если точнее — частично воссоздал на основе изображений на фресках, известных особенностей другой критской архитектуры — и собственных фантазий. Можем ли мы осудить его за это? Он ведь не только осуществил свою мечту, но подарил нам всем древний дворец, по залам которого можно пройти и представить себя в другом времени.
Этот комплекс разнообразных сооружений, связанных коридорами, проходами, лестницами и дворами, вполне мог казаться современникам сложным лабиринтом. Легко было представить, что где-то здесь в подземельях на нижних уровнях Тесей убил Минотавра и вышел оттуда благодаря клубку, кончик нити которого привязал у входа в обиталище монстра. Отсюда выражение «нить Ариадны» — так звали царевну, давшую герою клубок.
Однако если разобраться, реальный Кносс не кажется таким уж запутанным: большинство общественных помещений группируются вокруг просторного центрального двора, мастерские расположены в северо-восточной части, а личные покои правителей занимают укромный блок в юго-восточной. Больше всего помещений отдано под хранилища.
Дворец накапливал все ресурсы подчиненной ему территории. Здесь жил не только правитель с семьей, прислугой и рабами, но и огромный штат учетчиков и хранителей. Все это ученые узнали после того, как нашли при раскопках архивы глиняных табличек с записями линейным письмом А, еще не до конца расшифрованным.
Но учет вели не только в глиняных «гроссбухах». Множество отметок о содержимом и его количестве оставляли на таре для хранения. Я смотрю на огромный участок раскопанных Западных кладовых, где до сих пор стоят пифосы — вместительные, в рост человека, керамические сосуды.
«А сколько весит пифос?» — спрашиваю у русскоязычного гида с группой туристов. Он поясняет, что важнее веса горшка его объем, а хранили в пифосах масло, вино, зерно. Кроме того, были и другие емкости. Например, в больших круглых ямах на Западном дворе держали пришедшую в негодность религиозную утварь, а важные реликвии прятали в каменном подполе.
Широкие открытые лестницы, служившие воздуховодами для подземных этажей, и световые колодцы в древности позволяли экономить масло для светильников. «Но в кладовых, — поясняет экскурсовод туристам, — ни окон, ни световых колодцев не было предусмотрено, и доступ сюда был ограничен…»
Лабиринт Минотавра на поверку оказался разумно устроенным городом-дворцом, и вряд ли обитатели реального Кносса знали о Миносе и его чудовище. Ученые считают, что поздние греческие мифы — лишь отголосок борьбы между автохтонным населением и пришлыми чужаками на Крите.
Выходя из археологической зоны, я сталкиваюсь с уже знакомой мне группой туристов. И прямо сейчас они едут в пещеру, где, по одной из версий мифа, провел раннее детство сам Зевс. Согласно этому преданию, титанида Рея родила Зевса на острове Крит и спрятала в пещере, чтобы отец ребенка, Кронос, не проглотил младенца, способного в будущем лишить его власти.
«Эта пещера называется Идейская, ее важно не путать с другой критской пещерой, Диктейской, — уточняет гид. — В той, по легенде, Зевс появился на свет, а в Идейской рос тайком от отца».
Меня приглашают присоединиться к экскурсии. Пока едем, слушаем рассказ, как проходило безрадостное детство бога. Мать он не видел, за ним присматривали нимфы, которые кормили его молоком козы по имени Амалфея, и воины, гремевшие копьями и щитами, когда он плакал, — «чтобы Кронос не нашел сына».
К пещере проезда нет, и мы идем пару километров пешком по горной дороге. Это место почиталось древними критянами. Здесь нашли разнообразные приношения: украшения, статуэтки, печати…
«И огромные бронзовые щиты, — добавляет экскурсовод и хохочет, глядя на наши изумленные лица. — Нет, конечно, не те, не Зевсовых охранников». «А вот козы вокруг — это потомки той самой… Шучу!» — смеется он.
«Детская комната Зевса» оказалась глубоким гротом, пустым и скучным. Вечером мои новые друзья привозят меня в таверну Миноса в Ираклионе. Простой греческий салат кажется здесь самой правильной и своевременной едой…
«Я подаю его так, как делал мой дед и дед моего деда», — утверждает тезка критского царя: овощи в тарелках нарезаны крупно, политы оливковым маслом и не перемешаны, а сверху лежит фета.
Назад в Афины
На следующий день я возвращаюсь в Афины. Здесь Тесея, плывущего с Крита, ждал отец. Тесей обещал сменить черные паруса на белые в случае счастливого исхода, но забыл. Эгей, подумав, что сын погиб, бросился в море, с тех пор зовущееся Эгейским. Тесей стал царем Афин и дальнейшие подвиги совершал в новом статусе. И было их так много, что, по словам Плутарха, у афинян бытовала поговорка «не без Тесея» — что-то вроде «наш пострел везде поспел».
С другом Сашей мы едем на Колон Агорайон — Рыночный холм в западной части агоры (в Древней Греции так называли главную торговую площадь). Здесь в V веке до н. э. возвели святилище Гефеста, Гефестейон, которое ученые Нового времени сначала считали храмом Тесея и называли Тесейон.
Храм Тесея на агоре тоже был, но не сохранился, и Гефестейон перепутали с ним из-за украшающих здание скульптур. Исследователи определили, что здесь изображены подвиги Тесея. В классическую эпоху, а это столетия после зарождения культа Тесея, мой герой сплачивал и вдохновлял афинян.
Став царем Афин, Тесей участвовал в походе Геракла на амазонок, сражался с кентаврами, вместе с другом Пирифоем еще до Париса похитил юную Елену Прекрасную и даже отправился с ним в Аид за Персефоной. Последняя авантюра и стала началом конца моего героя. По возвращении в Афины он узнал, что больше не царь и не нужен городу. Тесей уехал и погиб на острове Скирос. Прах героя вернул в Афины военачальник Кимон.
Саша ведет меня к станции метро «Тисио». Она так названа в честь храма Тесея. Когда доказали, что храм посвящен Гефесту, старейшую афинскую железнодорожную станцию переименовывать не стали.
«Я хочу тебе кое-что показать», — говорит Саша. Мы огибаем Рыночный холм по улице, названной в честь римского императора Адриана, большого любителя Греции, — Адриану. Она существовала еще в древности. «Это модная туристическая улица, — говорит Саша, — и поэтому здесь есть… барахолка». Под сенью невысоких деревьев вдоль улицы — солнечные зонтики, а под ними чего только нет.
Саша знакомит меня с греком Пасхалисом, тоже говорящим по-русски. Среди сувениров на столе Пасхалиса лежит небольшой потертый штурвал. «Откуда?» — спрашивает Саша. «С корабля Тесея, — смеется Пасхалис, — если вы понимаете, о чем я».
Мы понимаем: во II веке Плутарх упоминал, что корабль, на котором Тесей путешествовал на Крит и обратно, афиняне сохранили. Со временем достопримечательность реставрировали, заменяя обветшавшие части судна новыми. Поэтому корабль Тесея оказался предметом философских споров, остается ли он Тесеевым или становится совершенно иным, новым кораблем.
Впрочем, Саша хочет показать вовсе не барахолку. Он предлагает обратить внимание за спины продавцов: в центре небольшой площади мраморный постамент, а на нем… «Это он, твой герой», — говорит Саша. Бронзовый Тесей сидит, завязывая сандалию, будто отдыхает после подвига.
Мое путешествие по следам героя окончено — я его догнала.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Греция
Площадь 132 049 км²
Население ок. 9 900 000 чел.
Расстояние от Москвы до Афин ок. 2231 км
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2025

