Иногда для того, чтобы вновь влюбиться в какой-нибудь город, достаточно приехать в него еще один раз спустя несколько лет. Вот только у основателя медиахолдинга Profi.Travel Алексея Венгина такой любви не случилось. В 2014 году он побывал в Сочи, и тогда его сразили наповал городская инфраструктура, новые сетевые отели, вокзалы, дороги и развязки. Одиннадцать лет спустя Венгин снова посетил черноморский город-курорт, но на этот раз его впечатления оказались совершенно противоположными.
«Природа и вайб остались прежними»
Когда Алексей был в Сочи впервые, слова «вайб» еще не существовало, но не ощутить эту атмосферу в столице зимней Олимпиады, видимо, было невозможно. И теперь это единственное, что осталось в 2025-м году от того Сочи середины «десятых», рассуждает эксперт.
«Природа и вайб остались прежними, и это прекрасно, — выдохнул Алексей Венгин у себя в . — Зеленые улицы, Черное море и +20 в ноябре. Летние кафе, неспешные прогулки, расслабленный ритм отдыха».
Но на этом похвалы российскому курорту закончились и началась критика. На наш взгляд, конструктивная, хотя и несколько субъективная.
«В остальном здесь все осталось как было. То, что в 2014 году выглядело современно и впечатляло, сегодня уже вызывает немало вопросов», — говорит Алексей.
«Сочи улетел в космос по цене»
Алексей не только заметил вайб прежнего Сочи и положительные изменения в его облике, но подсчитал финансовые вливания в город и оценил, насколько они соответствуют нынешнему положению дел.
«За последние годы Сочи рос так стремительно, что улетел в космос по цене, — считает Алексей. — Курорт приобрел имидж дорогого. Но при этом сам город уже отвечает далеко не всем современным требованиям туристов. И если инфраструктура не развивается, то рано или поздно направление начинает терять привлекательность, особенно на фоне снижения потока и усиливающейся конкуренции».
Глядя на это несоответствие, у туриста со стажем появилось несколько серьезных вопросов к Сочи:
Почему из центра города невозможно пройти к морю по земле с главной пешеходной улицы?
Почему на морском вокзале на отдыхающих десятками набрасываются продавцы морских прогулок и торговцы всяким барахлом?
Почему в Сочи такое количество медиаэкранов, которые слепят рекламой?
Почему почти нет велодорожек?
Как на главной набережной появился искусственный газон?
Почему дендрарий выглядит так, будто обновлялся еще в советское время, и там нет ни одного приличного кафе?
Но главный вопрос, который не давал покоя Алексею, — почему главный курорт страны развивается медленнее других городов?
«Переживать за Сочи я начинаю еще больше»
Адресовав его знакомым туроператорам, Венгин услышал в ответ, что рост, в общем-то, прекратился.
«Где-то падает глубина продаж, где-то сокращаются сроки проживания, и цены начинают двигаться вниз. В планах на следующий год у большинства стоит не увеличение объемов, а их сохранение», — передает слова своих коллег Алексей.
По мнению эксперта, полноценному развитию Сочи мешают даже не столько трудности с интернетом и дорогие авиабилеты. Венгин видит проблему в том, что курорт перестает развиваться в условиях, когда зарубежный отдых в России снова набирает обороты, а туристы становятся привередливее.
«Но на фоне резко усилившейся конкуренции с зарубежными направлениями, снижения внутреннего потока и пока скромных перспектив по въездному туризму переживать за Сочи я начинаю еще больше. Турист стал куда более требовательным и чувствительным к соотношению цена качество», — отмечает Алексей.
Говоря о том, во что превратился Сочи за одиннадцать лет после Олимпийских игр, эксперт констатировал, что «Нью-Васюки стали реальностью».
Что вас сильнее всего раздражает в Сочи?
- 56.5%Высокие цены
- 13.0%Проблемы с благоустройством
- 8.7%Навязчивые торговцы и аниматоры
- 17.4%То, что я сейчас не там
- 4.3%Да всё прекрасно там! Всем городам бы так развиваться
Ранее мы пообщались с другим турэкспертом и выяснили, почему у сочинских отельеров летом 2025 года было ощущение провала и чего не хватает курорту на самом деле.
