Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«А он, мятежный, просит бури»: как Федор Конюхов шел на веслах через два бушующих океана

В этой экспедиции бывалому путешественнику пришлось столкнуться с самыми серьезными испытаниями

7 июня 2025Обсудить

Казалось бы, в наше время уже нет необходимости рисковать, выбирая опасные маршруты. Но и поныне находятся смельчаки, предпочитающие идти непроторенными путями. Федор Конюхов, почетный член РГО, попытался пройти на веслах через два океана. Подробней об этой экспедиции, ставшей частью начатой несколько лет назад кругосветки, он рассказал в интервью «Вокруг света».

Весельная лодка «АКРОС» | Источник: Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU

Весельная лодка «АКРОС»

Источник:

Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU

Наедине с Южным Океаном

5 декабря 2024 года по неприветливому проливу Дрейка отправилась в путь весельная лодка с гребцом-одиночкой. Федор Конюхов стартовал от мыса Горн в Чили, планируя пройти через два океана свыше 15 тыс. км. Маршрут был намечен для второго этапа глобального проекта знаменитого путешественника, почетного члена РГО.

— Еще никому в мире не удавалось пройти в этих широтах на веслах, — поясняет Федор Конюхов. — Первый этап кругосветки по Южному Океану я завершил в 2019 году, когда впервые в истории добрался от Новой Зеландии до мыса Горн на веслах без поддержки и остановок — 11 525 км за 154 дня. Теперь этот рекорд надолго, если не навсегда, за Россией. В этом году я первым преодолел Южный Атлантический океан от о-ва Эстадос (Аргентина) до мыса Игольный (ЮАР) — 7046 км за 68 дней, а затем по Южному Индийскому океану еще 4174 км за 47 дней.

Федор Конюхов провел в океане в одиночку в общей сложности около пяти лет своей жизни | Источник: Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU

Федор Конюхов провел в океане в одиночку в общей сложности около пяти лет своей жизни

Источник:

Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU

Конюхову предстояло более 200 дней пути, но погода внесла свои коррективы. Впрочем, и 115 дней один на один с открытым морем — не шутка.

— Мой штаб подсчитал, что в общей сложности в одиночку в океане я провел около 5 лет жизни, а пройденное мной количество морских миль примерно равняется расстоянию от Земли до Луны, — рассказывает путешественник. — За это время я понял, что на самом деле одиночества нет. В океане меня сопровождают альбатросы, рядом плывут дельфины, всплывают подышать киты, и я уже не один.

Океан подкидывает неочевидные испытания. Конюхов вспоминает, что там нет вертикальных линий-ориентиров, а глаз начинает скучать по цветам, ведь в южных широтах солнца крайне мало, 80% времени серое небо, сам океан стального цвета.

— Хорошо, что моя лодка оранжевая — радует глаз, — замечает он. — Лежишь в каюте, от холодных вод океана отделяет сантиметр обшивки композитного корпуса лодки. Ты один на один со своими мыслями. Думаешь о прожитой жизни, анализируешь поступки. В океане ничего не гарантировано, ты не знаешь, чем начнется и чем закончится твой день, как пройдет ночь. Остается только жить здесь и сейчас и благодарить за все Бога.

Штормы и прочие испытания

Конюхов признает, что этот переход оказался самым суровым в его карьере. Во время первого этапа в 2018–2019 гг. его лодка перевернулась три раза, уже в конце путешествия, и поломки были не настолько серьезными, чтобы помешать дойти до финиша. На этот раз двухдневный шторм 10 баллов разразился уже через месяц пути, волны достигали 8–9 метров, лодку перевернуло через борта, нос и корму больше 20 раз.

— Сорвало эхоответчик, ветроуказатель, повредились антенны связи, утонул один из спутниковых трекеров, — перечисляет путешественник повреждения, полученные его «АКРОСом». — CМС по спутниковому каналу стали проходить с большими задержками. Чтобы дозвониться, мне приходилось выходить на палубу, а это возможно далеко не всегда по погодным условиям. «АКРОС» стало накрывать циклонами и штормами примерно раз в 1,5–2 недели. Иногда по неделе я не ел горячей пищи, только воду и галеты, потому что в условиях постоянного шторма готовить кипяток неудобно и опасно, можно обвариться.

Эскизный проект весельной лодки «Акрос» для перехода к мысу Горн | Источник: Иллюстрация из книги Оскара Конюхова «С отцом по всем океанам»

Эскизный проект весельной лодки «Акрос» для перехода к мысу Горн

Источник:

Иллюстрация из книги Оскара Конюхова «С отцом по всем океанам»

— В одиночных проектах сон всегда прерывистый. А во время шторма спать вообще не получается. Приходится ждать погодного окна и тогда, поставив лодку на курс, можно отдохнуть — не больше двух-трех часов. Я давно тренирую технику прерывистого сна. Штаб предупреждал меня заранее о надвигающихся циклонах, и я старался загодя набраться сил.

К началу марта добавились новые проблемы: уже не работали 3 из 4 устройств связи IridiumGO и стационарный спутниковый телефон, три из четырех ветроуказателей были утеряны в штормах. Барахлил, а позже совсем вышел из строя основной опреснитель. Когда Федор Конюхов понял, что не может держать курс, поскольку блок управления авторулевого устройства вышел из строя, экспедицию пришлось прервать по техническим причинам.

Корпус лодки «АКРОС» окрашен в оранжевый. Такой цвет используется на судах, работающих в «высоких» арктических и антарктических широтах | Источник: Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU

Корпус лодки «АКРОС» окрашен в оранжевый. Такой цвет используется на судах, работающих в «высоких» арктических и антарктических широтах

Источник:

Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU

— По согласованию со штабом экспедиции в Москве мы приняли решение завершить переход, — рассказывает первопроходец. — Это было непросто и для меня, и для всей команды, для спонсоров. Но успешная экспедиция — это та экспедиция, из которой ты вернулся живым. Пришлось ограничиться рекордом только в Южной Атлантике. Индийский океан не пропустил.

Это решение оказалось для путешественника одним из самых тяжелых испытаний.

Покорение морского Эвереста

Чем же так притягательны самые опасные пути через океан? Маршрут Федора Конюхова начинался у мыса Горн, где ему предстояло пройти «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые» широты. Неслучайно печально известный мыс моряки называли «Пастью дьявола», «Кладбищем кораблей» и «Старым людоедом». Конюхову, впрочем, куда ближе еще одно расхожее «имя» Горна: «Морской Эверест».

— Если ты моряк, ты не можешь не хотеть его пройти, просто потому что он есть, — поясняет путешественник. — Это место, где проверяются силы, навыки, мотивация. Пролив Дрейка суров и опасен, и нужно много тренироваться, прежде чем отправиться в Южный Атлантический или Южный Тихий океаны под парусом или на весельной лодке.

— В Дрейке смешиваются воды двух океанов, и ветер, не встречая препятствия в виде суши, гор, лесов, разгоняется со страшной силой (свыше 100 км/ч) и подымает большие волны, в среднем до 6–8 метров. А у Горна еще и глубина резко сокращается, океанские волны даже в относительно хорошую погоду достигают 10 и более метров. Но если выбрать правильное «погодное окно», то можно благополучно пройти у самого мыса и даже увидеть его очертания. В этом и заключается искусство мореплавания.

Подготовка к плаванию заняла не один месяц. Чтобы выжить в океане, необходимо серьезное планирование | Источник: Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU
В сложных погодных условиях готовить на борту лодки невозможно, поэтому большое внимание уделяется подбору специального питания | Источник: Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU
Источник: Федор Конюхов / KONYUKHOV.RU

Сам Конюхов проходил здесь шесть раз, под парусом и на веслах. Он убежден, что его задача — расширить границы человеческих возможностей. И что мы — все еще поколение первопроходцев.

— Мы живем в такое время, когда основные географические открытия сделаны, но планета все еще плохо изучена. Мы о космосе знаем больше, чем о мировом океане, который изучен всего на 5%. А ведь если смотреть на Землю из космоса, мы увидим, что суши меньше, чем воды. Наша планета — это океан, и совершая океанские экспедиции, мы продолжаем обживать наш общий дом, — размышляет Конюхов.

Только завершив путешествие, Конюхов сразу начал планировать океанскую экспедицию на плоту.

— Я хочу обойти всю землю и увидеть ее красоту своими глазами, — признается он. — Надо жить по мечте, заниматься наукой и беречь нашу планету от пагубного воздействия цивилизации. И только оторвавшись от этой цивилизации по пути к мысу Горн, Северному полюсу или на вершину Эвереста, можно посмотреть на мир под другим углом и узнать что-то новое.

Материал опубликован в июне 2025

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения