Фридрих Фрёбель
Систему воспитания детей дошкольного возраста в коллективе разработал немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Учреждения, следовавшие этому принципу, были открыты в 1837 году, став прообразом нынешних детских садов. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалистом, для которого нравственное воспитание детей было основой для создания будущего общества без зла и насилия.
Детально разработанные, но строго порционные теоретические методики по воспитанию отдельно взятого положительного качества ребенка, хоть и включали в себя как подвижные и развивающие игры, так и обучение некоторым практическим навыкам, были слишком формалистичны. Воплощать же их в жизнь должны были воспитательницы, которых Фребёль любовно называл «садовницами».
Система Фрёбеля получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Начиная с 70-х годов XIX века в некоторых крупных городах стали создаваться детские сады, большинство из которых были платными. Для подготовки воспитателей были учреждены платные Фрёбелевские годичные, трехгодичные и летние курсы. И все же готовых работать в детских садах было не слишком много, да и их самих к 1914 году насчитывалось по всей России не более 150.
После Октябрьской революции многие Фрёбелевские курсы были преобразованы в Институты дошкольного воспитания.