Композитор Евгений Дога умер на 89-м году жизни. О смерти Доги сообщила в соцсетях депутат молдавского парламента Наталья Давидович. Евгений Дога в последние годы жил на две страны, в Москве и Кишиневе.
Как пишут новостные интернет-издания, причиной смерти Евгения Доги стала острая сердечная недостаточность на фоне онкологии, с которой композитор боролся более двадцати лет. Также он страдал хронической ишемической болезнью сердца и гипертонией.
Евгений Дога прославился как автор вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) режиссера Эмиля Лотяну. Именно он стал визитной карточкой композитора, а ЮНЕСКО признала сочинение одним из четырех музыкальных шедевров XX века наряду с вальсами Хопкинса, Прокофьева и Штрауса.
История создания вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
А началось все в конце 1950-х, когда Евгений Дога познакомился с Эмилем Лотяну. Первой их совместной работой стал фильм «Лаутары» (1972), и после него дуэт творцов еще не раз работал вместе. Следующая их картина — «Табор уходит в небо» (1976) — получила всесоюзную славу, а прозвучавшую в ней музыку многие долгое время считали народной.
Когда дело дошло до фильма «Мой ласковый и нежный зверь», Дога и Лотяну начали обсуждать музыку к нему задолго до съемок, еще в начале 1976 года. Они на берегу договорились, что должно звучать в каждом эпизоде, а для сцены свадьбы Оленьки Скворцовой поначалу планировали использовать аутентичный вальс XIX века. Однако когда в фонотеке не нашлось ничего подходящего, Дога заявил, что сам сочинит нужную музыку.
Но Дога был еще и трудоголиком, поэтому во время написания вальса работал и над другими саундтреками, а когда Лотяну пришел к нему за музыкой в заранее обговоренный срок, композитор признался, что музыка не готова.
При этом до съемок сцены свадьбы оставались считанные дни, и режиссер буквально взорвался, узнав, что они могут быть под угрозой. Тогда Дога впопыхах начал перебирать черновики. Первые два режиссер отмел сразу же, посчитав их бесперспективными, а вот третий вариант его заинтересовал. Хотя в нем и было-то всего несколько нот. Но они настолько впечатлили Лотяну, что он потребовал от коллеги немедленно дописать вальс — чтобы наутро мелодия была не только готова, но и записана.
Поскольку времени было в обрез, Дога счел свой вальс слишком простым, полагал, что его надо еще дорабатывать и дорабатывать, беспокоился о том, что музыканты оркестра поднимут на смех такое банальное сочинение. И он совсем не ожидал услышать тех оваций, что прозвучали после записи от всех присутствующих на съемочной площадке.
Возможно, в этой мелодии и нужна была именно простота. Простота, за которой скрывается красота и щемящее чувство тревоги. Простота, идеально дополняющая трагическую историю дочери лесника. Простота, достойная одного из главных музыкальных шедевров XX века.
Ранее в этом году не стало актера Олега Стриженова, скульптора Зураба Церетели, актера и шоумена Алексея Веселкина, телеведущего и писателя Константина Цивилева.