Историки удивительно мало знают о жизни детей в Древнем Египте в целом. Основные древние записи касаются жизни элиты — юного царя или детей высокопоставленных чиновников. Большая часть работ по египтологии, посвященных изображению детства в Древнем Египте, основана на свидетельствах о жизни мальчиков и юношей. Но какой была жизнь обычных девушек в Древнем Египте?
Всю имеющуюся информацию собрала преподаватель истории и археологии в Университете Маккуори (Macquarie University) Джулия Гамильтон.
Поиск иероглифических слов для девочек
Первоначальная проблема при изучении жизни девушек в Древнем Египте заключается в ответе на вопрос: кем была девушка в Древнем Египте?
Древние египтяне не всегда указывали хронологический возраст в своих письмах или надписях. Вместо этого более общие слова и иероглифические знаки, как правило, сопровождали изображения мужчин, женщин и детей, указывая на их социальные роли.
Среди слов, которыми описывали молодых девушек — говорящих, ходящих и помогающих взрослым в работе, — было слово «шерийт» (sheriyt).
Это слово часто встречается в древних бухгалтерских документах, в которых записывались выплаты заработной платы, и обозначает девочку-работницу. В этих документах их отличают от женщин постарше, хотя трудно точно сказать, насколько они были молоды.
Оплата за работу
Элефантина, город на южной границе Египта, недалеко от современного Асуана, представляет собой уникальное окно в мир городской жизни некоторых девушек, работавших в текстильных мастерских во времена Среднего царства Древнего Египта, которое датируется примерно 2030–1650 гг. до н. э.
Впервые опубликованная в 1996 году, археологическая находка в виде керамической чаши, использовавшейся в качестве поверхности для письма, была обнаружена в доме в густонаселенном городском поселении.
Первоначально археологи датировали чашу периодом правления царя Аменемхета III, который правил почти 3800 лет назад. Однако, основываясь на стиле письма и типах перечисленных имен, некоторые ученые датируют ее более ранним периодом. Она содержит списки выплат зерном для работников текстильной промышленности в течение месяца.
Этот документ важен тем, что в нем указаны имена по меньшей мере 18 детей-рабов. Из них 11 — девочки, на которых четко указано египетское слово «шерийт», работающие вместе с 28 взрослыми женщинами.
В списке указано, что взрослые женщины в этом цехе получали от 50 до 57 хекатов (около 240–274 литров) зерна, хотя не совсем ясно, была ли это разовая или ежемесячная выплата. Девушки получали меньшую, но все же значительную зарплату в размере 3–7 хекатов (около 14–34 литров).
Этот документ не только подтверждает, что девочки получали плату за свой труд. Он также указывает на структурированную систему ученичества, при которой молодые девушки (и юноши) работали вместе с опытными мастерицами.
Это подтверждает свидетельства из области изобразительного искусства текстильных мастерских того же периода.
Рабочая и домашняя жизнь
Археологические данные свидетельствуют о том, что текстиль производили как в домашних условиях, так и в специализированных мастерских.
Судя по результатам раскопок в Элефантине, в домах было несколько комнат, предназначенных для разных целей, в том числе для дворов, вестибюлей, кухонь с печами, которые можно узнать по почерневшим стенам и отложениям золы, и, возможно, лестниц, ведущих на крышу. Приватность была ограничена.
Совсем недавно рядом с домом, где был обнаружен список провизии, археологи нашли иглы, веретена, челноки и остатки колышков для большого ткацкого станка. Их находили как внутри домов, так и во дворах, прилегающих к ним.
Жизнь, определяемая классом и правовым статусом
Не у всех девушек в Элефантине был одинаковый жизненный опыт. Расположение города на южной границе Египта в тот период означало, что в нем проживало разнообразное население, в том числе мигранты, рабы и временные рабочие.
В письме, датируемом временем правления царя Аменемхета III, говорится о нескольких семьях, в том числе с женщинами и детьми, прибывших в Элефантину в поисках работы во время голода в их родном регионе.
Это свидетельство можно сравнить с юридическим документом того же периода, но из другого египетского города, Эль-Лахуна. В этом документе упоминается покупка и передача в рабство женщин и младенцев, которых называют аамут (aamut), имея в виду регион в Западной Азии. Документ показывает, что им дали новые египетские имена.
Эти документы напоминают о том, что такие факторы, как классовая принадлежность и правовой статус, всегда оказывали глубокое влияние на жизнь девочек.
Попытка заглянуть в прошлое
Доступ к повседневным мыслям, чувствам и взглядам многих древних людей, особенно детей, является сложной задачей для историков. У нас нет большого количества личных дневников из Древнего Египта, по которым можно было бы узнать о внутренней жизни девочек.
Но ясно одно: девушки не были просто пассивными участницами общественной жизни. Они вносили активный экономический вклад и часто получали официальное вознаграждение за свой труд.
Недавно мы рассказали, какой путь прошло человечество до обретения длинного детства: детских игрушек, литературы, одежды и школ.