На наши вопросы о том, заблокируют ли в России Telegram, ответил Владислав Никонов, инвестор, предприниматель, основатель соцсети о финансах и инвестициях БАЗАР, эксперт в области IT и диджитал-маркетинга.
«Если рассуждать трезво, вопрос не в том, возможна ли блокировка Telegram в России, а в том, при каких условиях власти посчитают, что цена блокировки ниже, чем выгода от сохранения доступа. Telegram стал инфраструктурой: тут и медиа, и бизнес, и коммуникации людей, и публичная политика», — рассуждает Владислав Никонов. Поэтому «решение в лоб, одним днем», по словам эксперта, несет сильные риски.
Как скоро могут заблокировать Telegram в РФ?
По мнению Владислава Никонова, вряд ли в России случится «резкая и полная» блокировка «Телеграма» в ближайшем будущем.
«Гораздо вероятнее то, что мы уже наблюдали с разными сервисами: точечные ограничения отдельных функций, ограничения в отдельных регионах, давление через операторов связи и через правила для организаций. Это выглядит как управляемая модель, когда регулятор повышает издержки, снижает удобство, но не выключает полностью», — считает эксперт.
Практичнее для государства делать это ступенчато, говорит Владислав Никонов.
«Сначала ограничиваются функции, которые сложнее контролировать и которые чаще связывают с мошенничеством и вербовкой, например, звонки. Затем усиливаются требования к идентификации, к взаимодействию с запросами от правоохранительных органов, к удалению запрещенного контента», — описывает эксперт шаги по ограничению.
Почему Telegram могли бы заблокировать в России?
У властей накопились вопросы к популярному мессенджеру, и вот какие.
В Telegram невозможно полностью контролировать распространение информации, при этом в каналах данные могут вирусно распространяться с высокой скоростью. Информация из таких вирусных постов зачастую бывает недостоверной.
Есть претензии к безопасности: в Telegram присутствует мошенничество, нарушители закона используют серые схемы, там происходит координация противоправных действий, желающие скрыть свою личность пользователи остаются анонимыми.
Наконец, у Telegram суверенная инфраструктура, в то время как правительство выступает за то, чтобы ключевые коммуникации «жили» в контролируемом контуре, и желательно на отечественных решениях, говорит Владислав Никонов.
«Можно ли это исправить? Частично да, если Telegram продемонстрирует более жесткую работу с мошенническими сетями, быстрее среагирует на легитимные запросы, повысит прозрачность модерации. Но есть предел, потому что часть требований всегда будет упираться в архитектуру приватности, а это ядро продукта», — объясняет эксперт.
Возможен ли компромисс?
Эксперт полагает, что да. Например, Telegram сохраняет работу сообщений и каналов, при этом усиливает меры против мошенничества и деструктивных сетей, а регулятор ограничивается точечными требованиями и не идет в полную блокировку.
«На практике это чаще всего и есть самый вероятный сценарий, потому что он дает власти управляемость, а пользователям сохраняет привычный инструмент, пусть и с периодическими ограничениями», — заключил Владислав Никонов.
Правда ли, что «Телеграм» заблокируют в России?
Блокировка Telegram в России больше похожа на «пугающую историю для широкой публики», чем на конкретный план действий на ближайшее будущее, считает Петр Сухоруких, основатель агентства цифровой репутации «Невидимка».
«Вероятность полного технического шатдауна стремится к нулю. Причина не в том, что „не могут“, а в том, что это невыгодно. Telegram стал кровеносной системой для самого государства. Посмотрите на структуру медиапотребления. Каждое министерство, каждая госкорпорация и ведомство ведут там свои каналы. Это главный инструмент донесения повестки до населения. Заблокировать его — значит ослепить собственные системы мониторинга и лишиться самого быстрого канала связи с обществом», — рассуждает Петр Сухоруких.
Заменит ли MAX россиянам остальные мессенджеры?
Скептически эксперт смотрит и на попытку «пересадить» всех в новый государственный мессенджер MAX.
«Давайте будем честны: это не рыночная конкуренция, а административная процедура. MAX займет свою нишу как корпоративный стандарт для чиновников и бюджетников. Туда действительно загонят служебную переписку учителей и врачей. Но заставить частный бизнес и активную молодежь добровольно мигрировать туда невозможно», — считает Петр Сухоруких.
Потому что Telegram, объясняет эксперт, «продает экосистему, свободу и удобство». В то время как MAX продает функцию «быть на связи с руководством».
«Это как сравнивать Tesla и служебную „Волгу“. На „Волге“ можно ездить, если вам выдали путевой лист и приказали, но мечтать вы будете о Tesla. Люди не понесут свои личные секреты и деньги в приложение, которое ассоциируется с тотальным контролем», — полагает Петр Сухоруких.
Потеряет ли Telegram пользователей из-за нынешних ограничений?
«В случае жесткого сценария отвалится только пассивная часть аудитории — люди, которые использовали приложение раз в неделю для отправки открыток. Экономически активное ядро — бизнес, медиа, IT-специалисты — останется. Они просто включат средства обхода. Мы уже видели это в 2018 году: Роскомнадзор блокировал миллионы IP-адресов, ломая работу банков, а Telegram продолжал работать», — вспоминает Петр Сухоруких.
Вывод
«Полагаю, что государство выберет стратегию мягкого воздействия, а не полного запрета. Для них будет выгоднее контролировать платформу, чем столкнуться с „цифровой партизанщиной“, которую трудно подавить. Telegram продолжит существовать, потому что он востребован даже теми, кто стремится его запретить», — резюмирует эксперт.
«Это обычная практика в мире»
Другого мнения придерживается Денис Дунюшкин, руководитель практики IT&Telecom коммуникационного агентства PR Partner. Вот как эксперт описывает возможные сценарии блокировки Telegram в России.
«IT-сервисы, в частности мессенджеры, должны выполнять требования законодательства тех стран, где они работают. Если они этого не делают, то достаточно быстро начинают пожинать результаты своих решений и действий либо бездействия. Те, кто принимает установленные правила, сохраняют возможность работать. Это обычная практика в мире, ничего сверхъестественного в ней нет», — говорит эксперт.
«Если Telegram не пойдет на компромисс и не выполняет требования регулятора, то, вероятнее всего, будет полностью заблокирован на территории РФ. Предполагаю, что это будет сделано поэтапно, но достаточно интенсивно. Со времен первых крупных блокировок Telegram в 2018 году, ведомства усовершенствовали свои технические способности и теперь могут достаточно эффективно бороться с „правовыми нигилистами“ в Сети», — напоминает Денис Дунюшкин.
Ранее мы разбирались, что будет представлять собой новый национальный мессенджер «Молния».
