Представьте себе сумку, портфель или рюкзак толщиной 4 сантиметра. Для наглядности поясним: это примерно половина от стандартной пачки бумаги, в которой 500 листов A4. Именно такую ручную кладь предлагала брать своим пассажирам на борт авиакомпания «Победа». Генпрокуратура не оценила.
«Московская межрегиональная транспортная прокуратура по результатам проведенной по поручению Генпрокуратуры России проверки установила, что авиакомпания „Победа“ злоупотребила предоставленным законодательством правом на определение габаритов ручной клади, —
В прокуратуре добавили: лоукостер умышленно создал такие условия, когда в салон самолета нельзя брать вещи, размеры которых по закону нельзя ограничивать: например, дамскую сумочку, люльку для ребенка и так далее. Щербинский районный суд Москвы согласился с доводами прокурора и обязал авиакомпанию увеличить габариты ручной клади.
А все ли так просто?
На самом деле эта история тянется еще с 2017 года, когда Минтранс утвердил
«Победе» новые правила не понравились настолько, что лоукостер попытался опровергнуть их в Верховном суде. Перевозчик утверждал, что приказ, установивший новые нормы, противоречит другим нормам Воздушного кодекса и провозить вещи из дополнительного списке небезопасно. И что именно их габариты ручной клади — 36х30х27 сантиметров — оптимальны.
Нетрудно догадаться, что авиакомпания суд проиграла.
«Мы с большой долей вероятности установим смешные габариты ручной клади, например 10х10х10 сантиметров; все остальное, сверх ручной клади, как и просит Минтранс, будем провозить», —
Думайте сами, решайте сами
И наконец, в феврале 2019 года лоукостер предоставил пассажирам очень интересный выбор, который актуален до сих пор.
Вариант первый
Пользоваться старыми нормами ручной клади и брать в салон сумку (или сумки) установленных габаритов.
«Вещи по количеству и весу не ограничиваются, но все вместе должны свободно помещаться в калибратор с плотно закрытой крышкой без применения давления, — сказано на сайте „Победы“. — Дополнительно и без доплаты можно провезти ноутбук или планшет в мягком чехле, а также зонт-трость».
Вариант второй
Воспользоваться правилами провоза ручной клади, установленными на основе Федеральных авиационных правил.
Вот тут-то и появляются те самые 4 сантиметра. В этих «альтернативных» правилах «Победа» разрешает брать на борт одно место ручной клади габаритами до 4х36х30 сантиметров и весом не более 5 килограммов. И сверх этого — рюкзак или дамскую сумочку или портфель (все вещи должны быть малогабаритными, чтобы их можно было спокойно разместить в салоне). И далее по списку Минтранса. При этом размеры для товаров из Duty Free тоже установили смехотворные: не более 10х10х5 сантиметров.
Проще говоря: или все, что вы с собой берете, помещается в калибратор, или вы можете везти с собой те самые вещи по списку, но тогда ручная кладь становится фикцией. Именно это и не понравилось прокуратуре.
Щербинский райсуд вынес свое решение 2 июня. У сторон есть 30 дней для обжалования в Московском городском суде, и скорее всего, авиаперевозчик постарается это сделать. Судя по первым комментариям, «Победа» не считает себя проигравшей.
«Наши клиенты выбирают между двумя способами провоза ручной клади. Один из них, предусматривающий 4 сантиметра, используют лишь единицы. При этом 99% наших клиентов использует для перевозки ручной клади габариты калибратора 36х30х27 сантиметров, они рассчитаны исходя из деления объема багажных полок Boeing-737-800», — приводит «
Что вы думаете об этом?
- 2.9%Авиакомпания вправе устанавливать свои правила. Не нравится, выбирайте другой транспорт.
- 4.3%Строгие требования к ручной клади — норма для лоукостера. Хотите иного сервиса, платите больше, билет в бизнес-класс купите, в конце концов.
- 34.3%У «Победы» практически нет конкурентов в дешевом сегменте, вот и последствия. России бы еще несколько лоукост-авиакомпаний…
- 58.6%Да просто нужны ясные и понятные правила, а они как будто намеренно запутывают всех, чтобы потом брать деньги у выхода на посадку.
- 0.0%Свое мнение в комментарии.
Кстати, за последнее время это не первый случай, когда «Победу» заставляют изменить правила в пользу пассажиров. Так, в начале апреля Генпрокуратура поручила авиакомпании вернуть онлайн-регистрацию пассажирам с детьми до 12 лет.