Многие склонны думать о городах–призраках как о ветхих деревянных зданиях, обрамляющих главную улицу, покинутую поселенцами — например, после закрытия золотого рудника или опустошения общины чумой. На самом деле они встречаются на каждом континенте, и определение этого термина охватывает многие типы утраченных цивилизаций.
Если говорить о городах, покинутых почти всеми или всеми жителями, то эти населенные пункты обычно пустеют из-за экономических проблем или нехватки ресурсов, стихийных бедствий, экстремального климата, войн и других вооруженных конфликтов, загрязнения окружающей среды и ядерных катастроф.
Их здания могли остаться нетронутыми, храня леденящие душу напоминания о поспешно брошенной жизни, такие как забытые детские игрушки или продукты в кладовых. А в некоторых местах от цивилизации остались лишь жалкие следы.
Эти заброшенные города окутаны ореолом таинственности и ностальгии. Иногда их посещают туристы или используют в качестве съемочных площадок, потому что в них сохранились постройки и быт исторических городов. Некоторые города-призраки хорошо известны, например Чернобыль и Припять в Украине или Помпеи в Италии.
Крупнейший город-призрак золотодобытчиков — Боди, Калифорния
Боди, Калифорния, США — настоящий город-призрак Дикого Запада, основанный в 1859 году после того, как неподалеку было обнаружено богатое месторождение полезных ископаемых. Сначала это был небольшой шахтерский поселок, пока группа старателей не нашла золото. В итоге город назвали в честь одного из их друзей, Уэйкмана «У. С.» Боди, который погиб в ноябре во время снежной бури, когда ездил за припасами.
После того как в 1877 году компания Standard нашла в этом регионе богатое месторождение золота, лагерь превратился в городок, куда в поисках хорошей жизни или быстрого заработка стекались тысячи шахтеров, фабричных рабочих и авантюристов.
На пике своего развития Боди насчитывал около 7000–8000 жителей и более 2000 зданий. В нем были все удобства и достопримечательности, которые в то время требовались: около 65 салунов, квартал красных фонарей, банк Wells Fargo, профсоюз, несколько газет и городская тюрьма. В городе даже был китайский квартал и даосский храм, поскольку несколько сотен китайских жителей и рабочих жили и работали там.
Город начал приходить в упадок после того, как в 1881 году истощились запасы полезных ископаемых в этом районе и шахтеры стали переезжать в более прибыльные места поблизости, поскольку спекуляции с акциями горнодобывающих компаний опережали темпы добычи полезных ископаемых. Несмотря на то, что в шахтах все еще были деньги, что приводило к небольшим «бумам», большинство жителей знали, что ресурсы ограничены, и либо уезжали, либо оставались в городе (который теперь стал более семейным).
К 1910 году население города сократилось до 698 человек, так как оставшиеся предприятия начали закрываться. В следующем десятилетии это число упало до 128. Во время Второй мировой войны Боди фактически опустел, так как федеральное законодательство запретило добычу полезных ископаемых. В 1962 году он был объявлен историческим парком штата Калифорния.
Тем не менее упадок Боди как живого, работающего шахтерского городка шел рука об руку с его растущей славой как настоящего города-призрака Дикого Запада. Впервые это выражение было использовано в 1915 году, что является одним из самых ранних известных случаев употребления этого термина в печати. В начале и середине XX века, когда в американской культуре доминировали романтизированные представления о Диком Западе, включая легенды и сказания, зародившиеся в самом Боди, этот город стал обязательным местом для посещения.
Сейчас Боди — популярное туристическое место. В городе сохранилось около 200 оригинальных зданий. Благодаря усилиям «Фонда Боди» посетители могут увидеть золотодобывающие фабрики и зайти в дома, которые были заброшены, включая оставленную еду и посуду.
Крупнейший город-призрак в сфере медицины — Калаупапа, Гавайи
Самый большой город-призрак, связанный с медициной, расположен на острове Молокаи в штате Гавайи, США. Он был построен для коренных гавайцев, зараженных болезнью Хансена (проказой), которых принудительно сослали на этот отдаленный полуостров в соответствии с законом, действовавшим с 1865 по 1969 год.
Европейские моряки впервые познакомили гавайцев с болезнью Хансена в начале 1800-х годов, и к середине века болезнь приобрела ужасающие масштабы. Несмотря на свою репутацию, болезнь Хансена не особенно заразна, но у коренного населения Гавайев практически не было естественного иммунитета. В конце концов, в начале XX века разработка лекарств замедлила развитие болезни, особенно после того, как в 1969 году был создан антибиотик, а само заболевание было переименовано в честь врача, открывшего возбудителя, в попытке избавиться от стигматизации, связанной с этой болезнью.
Тем не менее эта болезнь затронула значительную часть коренного населения. Точных данных за тот период нет, но в отчетах за 1990 год — спустя десятилетия после введения обязательного карантина — сообщается, что около 0,7% населения острова болели болезнью Хансена, а среди коренных гавайцев этот показатель достигал 2,5%. В то время этот показатель был намного выше, чем в других странах, поэтому 3 января 1865 года король Камехамеха V подписал и утвердил «Закон о предотвращении распространения проказы», который вводил политику обязательного карантина.
Все коренные гавайцы, страдавшие этим заболеванием, независимо от возраста, были отправлены в это изолированное поселение, построенное на отдаленном острове, куда можно было добраться только на лодке. Правительство США зарегистрировало их как «заключенных» и содержало в ужасных условиях. Первые ссыльные прибыли туда 6 января 1866 года, и с этого момента им было запрещено покидать остров до конца жизни.
Конечно, коренные гавайцы восставали против таких бесчеловечных условий — особенно с учетом того, что за соблюдением этой политики следили агенты Департамента здравоохранения, почти все из которых были европейскими поселенцами, в то время как жертвами их действий становились почти все коренные гавайцы. Несколько агентов Департамента здравоохранения были убиты во время попыток арестовать людей с болезнью Хансена, а попытки одной группы воспрепятствовать принудительной депортации в 1893 году переросли в вооруженное восстание, которое закончилось только после вмешательства армии.
На пике ссылке на острове проживало более 800 мужчин, женщин и детей. Со временем они создали свою общину: члены колонии входили в Совет здравоохранения, который управлял поселением, и строили больницы, школы и церкви.
После того как методы лечения болезни Хансена стали более распространенными, в 1969 году Гавайи отменили закон об изгнании, и многие жители покинули остров. Многие приехали сюда детьми или создали здесь семьи, и, по оценкам некоторых историков, почти каждая женщина на острове в какой-то момент была беременна. Для некоторых это был дом.
Таким образом, хотя сейчас на Калаупапа, по оценкам, осталось всего шесть коренных жителей, продолжаются споры о том, что делать с островом после смерти последнего пациента. Некоторые хотят, чтобы территория была открыта для посещения, поскольку это национальный парк, в то время как у других противоположное мнение о том, как туризм (даже в мемориальных целях) может повлиять на город-призрак. Многие семьи до сих пор связаны с этой землей и хотят вернуться, но это осложняется историческими отношениями коренных гавайцев с этой землей — ведь это один из последних неосвоенных островов архипелага.
Самый северный город-призрак — Пирамиден, Шпицберген, Норвегия
На противоположном конце света находится самый северный город-призрак — Пирамиден в Норвегии. Это был шахтерский поселок, принадлежавший компании «Арктикуголь» (Россия), в котором в 1960-х годах проживало 2500 человек. Последний житель покинул его в 1998 году, и теперь Пирамиден, расположенный на 78,4 градуса северной широты на острове Шпицберген, представляет собой застывший во времени старый советский шахтерский поселок.
Обнаружив поблизости угольную жилу, шведские старатели основали город в 1910 году и назвали его в честь горы пирамидальной формы, расположенной неподалеку. В то время правовой статус Шпицбергенских островов был неоднозначным, а это означало, что старатели из разных стран, включая Швецию, Норвегию, Великобританию и Российскую империю, заявляли о своих правах на эту территорию. В 1927 году шведы продали рудник «Пирамиден» советской горнодобывающей компании «Русский Грумант» (позже переименованной в «Арктикуголь»), которая до сих пор владеет и городом, и закрытым рудником.
Компания значительно расширила город, построив промышленные центры, жилые комплексы, школу, гимназию и магазины. Город был построен вокруг центральной площади, на котором была статуя Владимира Ленина. Он служил одновременно рабочим поселком и своеобразным престижным проектом для Советского Союза — образцовым городом, построенным на территории западной страны.
К сожалению, после распада Советского Союза содержание рудника стало обходиться дороже, чем он приносил прибыли. 29 августа 1996 года в городе произошла серьезная трагедия: чартерный самолет, на котором семьи возвращались из поездки в Россию, разбился на склоне близлежащего холма. Погиб 141 человек — значительная часть сплоченного сообщества.
Когда у жителей появилась возможность переехать, большинство так и сделали, и 31 марта 1998 года шахта была официально закрыта. Последний постоянный житель покинул город 10 октября того же года.
Однако в 2007 году небольшой отель снова открылся для путешественников, желающих отправиться в заброшенный город на краю света.
В Книгу рекордов Гиннесса попал и город с самым малым количеством населения — там живет только Элси Эйлер. Она — мэр, библиотекарь и бармен в одном лице.