Был ли шанс спасти альпинистку Наговицину с пика Победы
Тело российской альпинистки Натальи Наговициной, скорее всего, останется лежать в палатке на пике Победы до начала следующего сезона, а он стартует в июле–августе 2026 года. Об этом рассказал
«Ветра вряд ли унесут тело на такой высоте. И птицы там ничего не могут сделать. Я уверен, в следующем году ее найдут», — сказал спасатель, добавив, что рассуждать об этом «очень грустно».
По мнению Киселева, альпинистку могли вызволить с пика Победы при идеальных условиях, но на высоте около семи километров в течение трех недель выжить «очень-очень маловероятно».
«То есть если бы вертолет долетел, погода была бы идеальная… „Если бы черт не плюнул в суп“, как говорят итальянцы. Но случилось, что человек в конце сезона сломал ногу. Спасатели могут сделать то, что могут. Обстоятельства бывают сильнее нас», — подытожил Киселев.
Как рассказала Анна Пиунова из Федерации альпинистов России, шансы спасти Наговицину могли быть сильно выше, если бы в операции спасения сразу же задействовали бы опытных пилотов, способных управлять вертолетом на такой высоте. А Наговицину нужно было убедить спуститься до места, куда может сесть «еврокоптер», пишут
«А, возможно, когда ты идешь в горы без гида, без нормальной страховки, не покрывающей поисково-спасательные работы, в компании незнакомых людей, с минимальным пакетом, то нужно четко понимать, что рассчитывать тебе придется только на себя и выбирать маршруты по силам, а не по амбициям», — написала Пиунова.
Отказ Наговициной от ответственности
Двумя днями ранее директор турфирмы Ak-Sai Travel, услугами которой пользовалась Наталья Наговицина при подъеме на пик Победы, обнародовала документ с подписью альпинистки. В тексте говорится, что Наговицина отказывается от ответственности.
«В случае получения какого-либо увечья, произошедшего по моей вине или неосторожности, понесенной в результате моего участия в данной программе <…> Я, Наговицина Наталья Игоревна, подписавшаяся в данной расписке, официально принимаю на себя персональную ответственность за состояние своего здоровья, адекватность своих действий и безопасность», — сказано в документе, который опубликовали
Невзирая на эту расписку, турфирма потратила на спасательную операцию 60 тысяч долларов собственных средств, а страховая возместит компании не более 10–12%. Кроме того, участие в спасении принимали власти Кыргызстана, которые задействовали военные вертолеты.
27 августа на уровне пресс-службы президента страны было объявлено, что признаков жизни рядом с палаткой Наговициной нет. Это подтверждали две видеозаписи, сделанные дронами. На тот момент россиянка находилась на семикилометровой высоте с поломанной ногой 15 дней. Ранее в Сети появилось другое видео, где она махала рукой дрону из палатки.
Восхождение на пик Победы Наталья Наговицина начала 25 июля, а ногу сломала 12 августа на спуске с вершины. Всего в группе было четыре альпиниста, и остались на пике двое: кроме россиянки, горы забрали, как говорят альпинисты, итальянца Луку Синигилью. Краткую хронику этого путешествия мы публиковали здесь.
Почему группа может оставить альпиниста в очень тяжелом состоянии и двигаться дальше, мы рассказывали в статье «Вершина особой морали».