Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Девятый испытательный пуск сверхмощной ракеты-носителя Starship может состояться до конца мая

Предыдущие два испытания закончились для компании SpaceX неудачно

19 мая 2025Обсудить

Американская космическая компания SpaceX продолжает подготовку к девятому по счету орбитальному испытанию перспективной ракеты-носителя Starship. Точная дата очередного испытательного пуска еще не объявлена — по слухам, он может состояться в ночь на 28 мая по московскому времени.

Девятый испытательный пуск сверхмощной ракеты-носителя Starship может состояться до конца мая | Источник: Richard Gallagher via Legion Media
Источник:

Richard Gallagher via Legion Media

Что такое Starship

Starship в конфигурации для космических полетов представляет собой ракету-носитель сверхтяжелого класса, состоящую из 71-метровой первой ступени Super Heavy с 33 двигателями Raptor, работающими на метане и кислороде, и 52-метровой второй ступени — собственно космического корабля Starship с шестью «Рапторами» (три из них адаптированы для работы в вакууме), который разрабатывается для доставки грузов и людей на земную орбиту, Луну и Марс. Общая высота ракеты-носителя в сборе после недавней модернизации второй ступени, составляет 123 метра. На сегодняшний день это самая мощная ракета-носитель в истории и первая ракета, которая создается как полностью многоразовая.

Прожиг двигателей Starship в преддверии девятого испытательного пуска | Источник: SpaceX

Прожиг двигателей Starship в преддверии девятого испытательного пуска

Источник:

SpaceX

За последние несколько лет компания Илона Маска провела уже восемь орбитальных испытаний ракеты Starship и добилась заметных успехов. Однако состоявшиеся в январе и марте 2025 года седьмой и восьмой пуски, в которых использовалась существенно обновленная версия второй ступени Starship, прошли неудачно и закончились экстренным отключением двигателей и взрывами вторых ступеней обеих ракет над Атлантическим океаном через несколько минут после старта.

Ступени Super Heavy в обоих случаях отработали идеально, а причиной первой аварии стали утечки топлива в двигательном отсеке обновленной версии Starship. По итогам расследования в SpaceX пришли к выводу, что к повреждению топливопроводов и утечке из них привели повышенные нагрузки на элементы двигательного отсека, вызванные «гармоническими колебаниями, в несколько раз превысившими зафиксированные во время тестов». Система удаления излишков топлива не справилась с такой объемной утечкой, поэтому в отсеке началось возгорание. Затем двигатели корабля аварийно отключились, а вскоре на Starship автоматически сработала система самоуничтожения, предусмотренная для подобных ситуаций.

По всей видимости, нечто подобное произошло и во время мартовского испытания, хотя перед пуском в SpaceX подчеркивали, что инженеры извлекли уроки из первой неудачи и внесли изменения в конструкцию второй ступени. Официальные итоги расследования этой аварии пока не обнародованы.

План девятого испытания Starship

Ожидается, что схема девятого испытательного пуска Starship в целом будет такой же, как и во время двух предыдущих испытаний, окончившихся авариями, однако в этот раз в компании не планируют ловить первую ступень Super Heavy с помощью установленного на стартовой площадке в Техасе захвата под названием «Мехазилла» — вместо этого ступень должна приводниться в Мексиканском заливе. При этом грядущий полет станет для этой ступени вторым: о намерении впервые использовать для испытания ракеты Starship уже летавшую ступень Super Heavy в SpaceX объявили в апреле. Выбор инженеров пал на ступень, пойманную «Мехазиллой» после седьмого испытательного пуска. В преддверии пуска на ней заменили четыре из 33-х двигателей.

Так «Мехазилла» ловила ступень Super Heavy во время седьмого испытания Starship | Источник: SpaceX

Так «Мехазилла» ловила ступень Super Heavy во время седьмого испытания Starship

Источник:

SpaceX

Что же касается прототипа корабля, то для очередного испытания опять подготовили обновленную версию Starship. По сравнению с модификацией, которая использовалась в первых шести испытаниях, ступень стала немного выше, получила уменьшенные передние закрылки новой конструкции (именно эти подвижные элементы ранее получали наибольшие повреждения из-за перегрева при входе Starship в атмосферу), а также улучшенную топливную систему, которая позволила на четверть увеличить максимальный запас топлива. Похоже, именно модернизированная топливная система оказалась слабым местом обновленного Starship.

Наконец, улучшенный прототип может похвастаться термозащитными плитками нового поколения и полностью обновленной авионикой, включая бортовой компьютер, антенны, датчики навигационной системы и дополнительные камеры — их общее число выросло до 30-ти.

Ожидается, что во время суборбитального полета, который должен завершиться приводнением в Индийском океане к западу от побережья Австралии, Starship выпустит несколько макетов спутников системы Starlink нового поколения — в будущем выведение на орбиту аппаратов этой системы спутникового интернета SpaceX станет одной из основных задач Starship. В этот раз макеты спутников войдут в земную атмосферу вслед за кораблем и сгорят в ней.

Как и во время удачного шестого испытания, Starship должен будет на короткое время запустить один из своих двигателей незадолго до входа в атмосферу. При этом возвращение корабля будет проходить по траектории, предусматривающей повышенные аэродинамические нагрузки для закрылков, а часть термозащитных плиток намеренно демонтируют (некоторые будут заменены альтернативными защитными решениями), чтобы оценить, как отдельные элементы конструкции корабля справятся с таким вызовом.

Огневые испытания ступени Super Heavy в преддверии девятого испытательного пуска ракеты-носителя Starship | Источник: SpaceX

Огневые испытания ступени Super Heavy в преддверии девятого испытательного пуска ракеты-носителя Starship

Источник:

SpaceX

Третья неудача подряд может ударить по планам дальнейших испытаний Starship, от исхода которых отчасти зависит будущее лунной программы NASA «Артемида» (Artemis), поскольку ранее именно специальная модификация Starship, существующая сейчас лишь в чертежах и, возможно, макетах, была выбрана в качестве посадочного модуля, который должен доставить американских астронавтов на Луну с орбиты спутника после затянувшегося более чем на полвека перерыва. Сейчас высадка запланирована на 2027 год, но не исключено, что ее придется отложить еще на год или больше. При этом вполне вероятно, что после этого программу «Артемида» ждут серьезные перемены: администрация Дональда Трампа намерена отказаться от дальнейшего использования разработанных для нее сверхтяжелой ракеты-носителя SLS и корабля «Орион».

Подробнее об истории предыдущих испытательных пусков перспективной ракеты-носителя SpaceX читайте в нашем материале.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения