«Вы лох. Так думают про вас китайцы, если вы заказываете вещи из Китая на маркетплейсах. Только в нашем магазине вы сможете купить одежду и обувь в разы дешевле!» Так выглядит типичный пример рейджбейт-контента в интернете. Авторы подобных постов начинают свои публикации с оскорбления читателя, с дерзкого вызова, чтобы привлечь внимание, зацепить, добиться эмоционального отклика. Это явление стало настолько распространенным, что Оксфордский словарь назвал рейджбейт главным словом 2025 года.
Что такое rage bait (рейджбейт) в интернете
Словосочетание rage bait переводится с английского как «приманка для ярости». Рейджбейт — это онлайн-контент, намеренно созданный для того, чтобы вызвать гнев или возмущение, он раздражает, провоцирует, оскорбляет. Обычно такой контент публикуют с целью увеличить посещаемость определенной веб-страницы или аккаунта в социальной сети или повысить вовлеченность, в определении понятия рейджбейт в Оксфордском словаре английского языка.
Как рейджбейт влияет на нас
Раньше авторы контента взывали к любопытству читателя и зрителя, предлагая некое новое знание в обмен на клик по ссылке. Теперь же в Сети все чаще делают ставку на эмоции, и не всегда на позитивные.
«Если в прошлом году выбор пал на „гниение мозгов“, то есть на умственное истощение от бесконечной прокрутки, то [понятие] „приманка для гнева“ проливает свет на контент, специально созданный для того, чтобы вызывать возмущение и привлекать клики. Вместе они образуют мощный цикл, в котором возмущение вызывает вовлеченность, алгоритмы усиливают ее, а постоянное воздействие приводит к умственному истощению», — рассуждает лингвист Каспер Гратволь.
Вам встречался контент, явно созданный, чтобы вызывать негативные эмоции?
- 28.6%Да, это уже на каждом шагу!
- 42.9%Иногда попадается, но я не читаю и не смотрю такое, а вообще могу и заблокировать
- 28.6%Нет. Я, наверное, в другой вселенной живу…
Другие претенденты на оксфордское Слово года — 2025
В шорт-листе, кроме рейджбейта, было еще два актуальных понятия для середины 2020-х.
Аура-фарминг
Так называемый аура-фарминг — это буквально «выращивание» собственной ауры. Понятие отражает попытку выстроить собственный образ в интернете, намеренно создавая атмосферу хладнокровия, уверенности в себе и некой таинственности. Люди, которые занимаются аура-фармингом, пытаются излучать «крутизну» и спокойствие. Тренду положило начало вирусное видео с индонезийским мальчиком, который непринужденно танцует на лодке во время соревнований.
Биохакинг
Дословно — «взлом биологии», то есть вмешательство в работу собственного организма. Биохакинг — это попытка улучшить состояние своего тела, используя все возможности современной науки. Биохакеры экспериментируют с питанием, сном, спортом, использованием лекарств и БАДов, активно применяют различные электронные устройства и технологии, такие как трекеры сна и умные часы, с целью стать продуктивнее, сильнее, здоровее.
Составление рациона питания по результатам ДНК-теста, вживление нейрочипов, оптимизация сна, редактирование генома — это все про биохакинг. Часто биохакингом занимаются пожилые богатые люди, чтобы замедлить собственное старение. Подчас биохакеры полностью меняют образ жизни в погоне за идеальной «биологией» и иногда могут делать пугающие вещи.
В Кембридже ранее назвали словом 2025 года прилагательное «парасоциальный». Это когда вам очень близок кто-то, кого вы ни разу не встречали вживую, а может быть, его и вовсе не существует.
