Место крушения «Титаника», возможно, исчезнет при нашей жизни, но история «Титаника» будет продолжать преследовать поколения. Но если бы «Титаник» отправился в плавание сегодня и столкнулся с айсбергом, он, вероятно, не затонул бы, по крайней мере, не так, как в 1912 году. Что же изменилось с тех пор?
Во-первых, «Титаник» шел со скоростью 21,5 узла (что не было его максимальной скоростью) через район, известный своими айсбергами, игнорируя по меньшей мере девять предупреждений об айсбергах. Сегодня это невозможно. Современные коммерческие суда также используют спутниковый GPS, сонар и карты айсбергов в реальном времени от таких организаций, как Международный ледовый патруль Береговой охраны США. Вместо того чтобы полагаться на дозорного в «вороньем гнезде», корабли теперь получают автоматические предупреждения, подкрепленные спутниковой и воздушной разведкой в реальном времени. С тех пор как появились такие технологии, ни одно судно, следовавшее по безопасным маршрутам, не наткнулось на айсберг.
«Титаник» затонул из-за того, что были повреждены пять водонепроницаемых отсеков, а это было больше, чем он мог выдержать. Современные технологии судостроения намного опережают те, что были в 1912 году, но даже если бы сегодня произошло точно такое же повреждение, результат, скорее всего, был бы совсем другим. Если бы корабль не игнорировал все правила безопасности и доступные технические преимущества (а именно это и сделал «Титаник»), современная копия не пошла бы ко дну так же.
Современные корабли способны выдержать больше, чем «Титаник»
«Титаник» раскололся на поверхности, потому что его сталь и конструкционные соединения не выдержали напряжения, вызванного постепенным затоплением. Металлургические испытания обломков «Титаника» показали, что его сталь была хрупкой в холодной воде, а заклепки треснули под давлением. Сейчас на кораблях используют сталь с повышенной прочностью на разрыв, заклепки, предотвращающие образование трещин, и сталь с определенным химическим составом для работы в холодную погоду. Корпуса также проектируются с учетом повышенной ударопрочности.
По мнению военно-морских архитекторов и инженеров, если бы «Титаник» столкнулся с айсбергом лоб в лоб, он мог бы выжить. Исторические данные свидетельствуют о том, что такие корабли, как «Аризона» и «Гремпиан», именно так и поступали и оставались на плаву. Боковое столкновение «Титаника» с айсбергом привело к длинным скользящим ударам, которые повредили несколько отсеков. Но сегодня зоны лобовых столкновений проектируются с двойным корпусом, который поглощает энергию удара и сдерживает затопление.
Когда «Титаник» раскололся, это произошло в точке напряжения рядом с компенсатором под третьей трубой. Разлом начался из-за слабого крепления балок и плохо рассчитанного растягивающего напряжения. Последней каплей для «Титаника» стало хрупкое разрушение средней части корпуса, когда корма поднялась над водой. Такой уровень конструктивных недостатков в сочетании с хрупкостью материалов сегодня не прошел бы ни в одном регулирующем органе.
Современная катастрофа разворачивалась бы совсем по-другому
Допустим, корабль, построенный сегодня, каким-то образом все же столкнулся с айсбергом и начал набирать воду. В отличие от 1912 года, помощь могла бы прийти в течение нескольких часов или даже минут. После того как «Титаник» подал сигнал бедствия, ближайший корабль, «Калифорниэн», не ответил, потому что его радист был не на дежурстве. Сегодня сигналы бедствия автоматически передаются по международным системам спасения. Такие системы, как AMVER (автоматизированная система взаимной помощи при спасении судов), могут мгновенно перенаправить ближайшие корабли.
Спасательные суда включают в себя все — от океанских вертолетов до 115-метровых катеров береговой охраны. В некоторых случаях круизные лайнеры спасали парусные суда в радиусе 50 километров от места обнаружения. Аварийные маяки, спутниковые телефоны и отслеживание AIS позволяют спасательным командам находить терпящее бедствие судно даже в условиях полного радиомолчания.
А еще есть проблема со спасательными шлюпками. На «Титанике» не хватало шлюпок для пассажиров и экипажа. Сейчас такого бы никогда не случилось. Правила SOLAS (действуют с 1914 года) требуют, чтобы на борту было достаточно шлюпок для всех.
Несчастные случаи все еще происходят. Но сегодня корабли с меньшей вероятностью могут столкнуться со льдом, с большей вероятностью выживут в случае столкновения и гораздо лучше подготовлены к эвакуации, если что-то пойдет не так.
Недавно были сделаны снимки затонувшего «Титаника» с новых ракурсов на глубине около 4 тысяч метров. Новое исследование показало, что причиной крушения самого лайнера могло стать всего лишь шестисекундное столкновение.