Согласно новой статье из журнала Proceedings of the European Academy of Sciences and Arts, Калигула, печально известный своей жестокостью римский император, мог обладать обширными познаниями в области медицины.
Исследование проливает свет на короткую историю о Калигуле, впервые опубликованную историком Светонием в сборнике «Жизнь двенадцати цезарей», посвященном биографиям римских правителей от Юлия Цезаря до Домициана.
В этой истории неназванный римский сенатор из преторианцев, страдающий от неизвестной болезни, отправляется в греческий курортный город Антикиру в надежде, что его здоровье улучшится благодаря лечению чемерицей — цветущим растением, которое, как считается, обладает целебными свойствами. Сенатор, испытывая судьбу, просит Калигулу отпустить его в поездку. В ответ император приказывает казнить несчастного сенатора, язвительно замечая, что «кровопускание было необходимо тому, кому за все это время не помог даже морозник».
Ученые, объединив этноботанические полевые данные и внимательно изучив древние тексты, предложили новое понимание этого отрывка, раскрывающее место Антикиры в Римской империи и знакомство Калигулы с фармакологией.
Медицинский туризм в Древнем Риме
Римская Антикира, расположенная на берегу Коринфского залива в регионе Фокида в центральной Греции, была скромным портовым городком, известным своими уникальными методами лечения морозником. По словам исследователей, в древние времена морозник ценился как слабительное средство, лекарство от эпилепсии и психических заболеваний. В древних текстах описываются два вида этого растения: белый морозник, который использовался для лечения головных болей, и черный морозник, который использовался для очищения кишечника.
Изучение исторического применения морозника затруднено отчасти потому, что древние народы, не знакомые с современными классификациями, использовали термин «морозник» для обозначения различных растений. Они также обращают внимание на то, что древние представления о растительном мире менялись со временем и в зависимости от географического положения, что приводило к расхождениям в названиях растений.
Ситуация еще больше усложняется тем, что местные натуралисты в современной Греции используют термины, которые явно указывают на растения, отличающиеся от тех, что описаны в древних источниках.
Исследователи пришли к выводу, что вряд ли в окрестностях древней Антикиры росло достаточное количество морозника для крупномасштабного производства лекарственных трав. Сегодня ближайшие крупные заросли морозника, которые им удалось обнаружить, находятся на высоте более 760 метров над уровнем моря на южных склонах горы Геликон, расположенной к юго-востоку от Антикиры.
Хотя в Антикире не было большого количества этого растения, она славилась особой эффективностью приготовленных там лекарственных настоек из чемерицы, которые использовались для лечения меланхолии, безумия, эпилепсии и подагры. По словам исследователей, некоторые антикирские настойки из чемерицы содержали другое растение, которое в древних текстах называлось sesamoides. Этот особый ингредиент делал слабительные средства более безопасными для употребления, о чем свидетельствует антикирский лекарственный рецепт, описанный Плинием.
По словам исследователей, к началу I века до н. э. римляне узнали о том, что Антикира славится своими целебными зельями из чемерицы, благодаря переселению греческих врачей в Рим и активной торговле греческими книгами. Они считают, что курортный город Антикира был привлекателен для Калигулы по личным причинам: он, вероятно, страдал от недуга, который, как считалось, могли излечить антикиранские зелья.
Исследователи проанализируют фитохимические вещества в образцах, которые они недавно собрали в Греции, чтобы проверить их эффективность и биохимические взаимодействия в соответствии с их древней репутацией.
Более образованный Калигула
Рассказ Светония о жизни Калигулы отличается от его биографий других императоров тем, что разделен на две части: первая описывает происхождение Калигулы и его приход к власти, вторая посвящена его непредсказуемому, жестокому и безумному поведению.
Не стремясь реабилитировать Калигулу, исследователи показывают, что он, вероятно, был более образованным человеком, чем можно было бы предположить, судя по чудовищным поступкам, описанным Светонием. Они цитируют философа Филона Александрийского, который описывает Калигулу как императора, обладавшего внушительными практическими знаниями, в том числе глубоким пониманием торговых путей и морского дела.
Филон, один из самых известных критиков императора, также упоминает о том, как Калигула в злонамеренных целях искажал искусство врачевания Аполлона. По словам исследователей, это говорит о том, что император обладал глубокими познаниями в фармакологии.
Они также приводят несколько историй, доказывающих, что Калигула, известный как заядлый отравитель, действительно хорошо разбирался в ядах и противоядиях. Они отмечают, что Калигула был уверен, что его отец Германик умер от отравления, и это могло побудить его изучать фармакологию хотя бы из-за паранойи, что его постигнет та же участь.
Калигула был знаком с целебными свойствами чемерицы, предполагают ученые, указывая на то, что он страдал от эпилепсии, безумия и бессонницы — всех тех недугов, которые, по мнению древних людей, можно было облегчить с помощью этого растения. Из рассказа Светония следует, что Калигула также знал, сколько времени должно было пройти, чтобы чемерица исцелила сенатора.
Упоминание Калигулой кровопускания в истории о приговоренном сенаторе наводит на мысль, что он читал Цельса, чей медицинский трактат «О медицине» был написан во время правления Тиберия, предшественника Калигулы, и в котором кровопускание предписывалось как альтернатива чемерице при лечении эпилепсии, пояснили исследователи.
«Возможно, Светоний ошибается и Калигула не приказывал казнить этого человека, а просто прописывал альтернативное лечение, о котором он читал или знал по собственному опыту», — говорится в исследовании.
Калигула вошел в историю тем, что без раздумий расправлялся с неугодными, в том числе с помощью яда.