Искусствоведы заподозрили в портрете малоизвестного чешского композитора, проданном в прошлом году за 2500 фунтов стерлингов, работу Томаса Гейнсборо, знаменитого портретиста XVIII века. Теперь стоимость картины может возрасти до миллиона фунтов.
Портрет человека, держащего в руках нотные листы, привлек внимание искусствоведа Хью Белси (Hugh Belsey) , ранее возглавлявшего дом-музей Гейнсборо на родине художника в Садбери, графство Саффолк (Великобритания). Тщательная экспертиза позволила выяснить, что характерные для Гейнсборо мазки были скрыты по слоем скопившейся за годы грязи и выцветшего лака. На принадлежность портрета кисти Гейнсборо также указывают поза натурщика и цветовая гамма.
По мнению Белси, картина была создана примерно в 1768 году. Это портрет композитора и скрипача Антонина Каммеля (Antonín Kammel) , который работал в Великобритании с 1765 года до своей смерти в 1784 году. Причем с 1765 года Каммель был членом музыкального клуба Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха и ведущего (после смерти Генделя в 1759 году) музыканта Лондона. Этот же клуб посещал Гейнсборо.
Гейнсборо сам был заядлым музыкантом, играл на виоле да гамба и, вполне вероятно, посещал концерты Каммеля в 1768 и 1769 годах в Бате. Также оба были знакомы с Джорджем Питтом, английским дипломатом и политическим деятелем, чей портрет также рисовал Гейнсборо.
«Хотя музыку Иоганна Кристиана Баха редко можно услышать, он известен по портрету Гейнсборо, точно так же, как и композитор Карл Фридрих Абель и гобоист Иоганн Фишер, который также регулярно выступал с Каммелем... Он [Каммель] композитор, который был хорошо известен в свое время, но сегодня о нем почти забыли, потому что не было известно ни одного его портрета, в то время как все его друзья хорошо известны по картинам Гейнсборо», — рассказал Эндрю Бейкер (Andrew Baker) , композитор, который годами исследовал творчество Каммеля.
Использованы материалы: