Ученые впервые испытали вакцину от рака мозга

29 марта 2021

Немецкие исследователи впервые опробовали на людях вакцину, предназначенную для обучения иммунных клеток борьбе с мутациями, уникальными для опухолей головного мозга. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature .

Ученые впервые испытали вакцину от рака мозга

Диффузные глиомы — это особенно сложный для лечения вид рака головного мозга. Они могут распространяться по мозгу, что затрудняет их устранение хирургическим путем. При этом 70% глиом имеют единственную генную мутацию, влияющую на фермент под названием IDH1 . Эта мутация приводит к созданию новых белков, с которыми иммунная система раньше не сталкивалась (так называемые неоэпитопы).

Ученые из Немецкого исследовательского центра рака в течение многих лет работали над созданием вакцины, которая помогает иммунной системе пациента научиться распознавать мутировавшие клетки. «Наша идея состояла в том, чтобы поддержать иммунную систему пациентов и использовать вакцину в качестве целевого средства предупреждения об опухолеспецифическом неоэпитопе», — отметил Майкл Платтен (Michael Platten) .

Недавно ученые опубликовали результаты первой фазы испытаний вакцины. В исследовании приняли участие 33 пациента с недавно диагностированной глиомой IDH1 . Испытания подтвердили безопасность вакцины и отсутствие серьезных побочных эффектов. Иммунный ответ наблюдался у 93% пациентов, у них были обнаружены иммунные Т -клетки, нацеленные на мутацию IDH1 . Трехлетние наблюдения показали, что выживаемость пациентов, получивших препарат, составила 84%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что экспериментальная вакцина безопасна и стимулирует значительный иммунный ответ, замедляющий прогрессирование опухоли.