У дальневосточных мидий обнаружена заразная форма рака

27 марта 2021

Международная группа исследователей, в работе которой приняли участие биологи из Санкт-Петербургского университета, выявила заразное онкологическое заболевание у дальневосточных мидий. Болезнь может негативно отразиться на популяциях моллюсков, которых активно разводят в России. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports .

У дальневосточных мидий обнаружена заразная форма рака

На сегодняшний день известно всего о двух видах млекопитающих, среди которых встречается заразная форма рака. В середине XIX века ученые обнаружили рак, при котором инфекционным агентом являются сами раковые клетки, у собак. Болезнь передается венерическим путем от больной особи к здоровой. В 1990-е годы был открыт инфекционный рак у тасманийского дьявола.

Однако заразный рак может быть куда более распространен среди животных, чем считалось ранее. Недавно ученые обнаружили, что болезнь широко распространена среди двустворчатых моллюсков. Научное название болезни — диссеминированная неоплазия. Это массовое смертельное онкологическое заболевание двустворчатых моллюсков, которое можно сравнить с лейкемией у позвоночных. У заболевших мидий в гемолимфе, которая выполняет функцию крови, циркулируют раковые клетки. С развитием неоплазии они проникают во все ткани и органы, нарушая их работу.

Впервые причины возникновения этой болезни были описаны в 2016 году. С тех пор ученые продолжают изучать механизм передачи раковых клеток между особями. Как выяснилось, при стрессе клетки гемолимфы мидии могут покидать организм, существовать какое-то время в окружающей среде и проникать внутрь других мидий. Возможно, именно так раковые клетки переходят от больных особей к здоровым.