Кашалоты научились предупреждать друг друга о появлении китобоев

19 марта 2021

Международная группа ученых проанализировала записи в журналах китобоев и пришла к выводу, что кашалоты в XIX веке научились избегать встречи с судами, предупреждая друг друга об опасности.

Кашалоты научились предупреждать друг друга о появлении китобоев

Используя недавно оцифрованные журналы с подробным описанием охоты на кашалотов в северной части Тихого океана, ученые обнаружили, что всего за несколько лет продуктивность китобоев снизилась на 58%. Этот простой факт приводит к удивительному выводу: китообразные «рассказывали» друг другу о том, что с ними происходило.

«У кашалотов есть традиционный способ реагировать на нападения косаток, — рассказал один из авторов исследования Хэл Уайтхед (Hal Whitehead) из Университета Дэлхаузи (Канада). — До людей косатки были единственными хищниками, против которых кашалоты используют защитную тактику. Они образуют круг, выставляя мощные хвосты наружу, чтобы держать нападающих в страхе. Но такие методы просто облегчали задачу китобоям».

Кашалоты — очень социальные животные, способные общаться на больших расстояниях с помощью звуков, похожих на щелчки. В своих записях китобои сообщали, что кашалоты пытаются спасаться. Поняв, что на них охотятся, они стремились предупредить об угрозе своих сородичей, отказывались от привычной защитной тактики, которую использовали при столкновении с косатками, и уплывали от парусников против ветра.

Исследователи отмечают, что в наши дни, когда охота на кашалотов запрещена, их популяция постепенно восстанавливается, но морским млекопитающим грозят новые опасности. И шумовое загрязнение, пожалуй, одна из самых серьезных проблем.