Археологи установили происхождение клада, изъятого у «черных копателей»

9 марта 2021

Специалисты Института археологии РАН определили место, где был обнаружен один из самых крупных кладов арабских серебряных монет VIII–IX веков на территории России. Находка была сделана «черными копателями» в 2016 году, и до недавнего времени ученые не могли выяснить, где именно было спрятано серебро.

Археологи установили происхождение клада, изъятого у «черных копателей»

228 целых серебряных дирхамов и фрагментов монет в мае 2016 года обнаружили с помощью металлоискателей два молодых человека. Находка была сделана недалеко от реки Истья в Рязанской области. Древние монеты были изъяты представителями правоохранительных органов и переданы ученым, которые с тех пор не теряли надежды узнать больше об истории клада.

Лишь недавно исследователи смогли частично восстановить археологический контекст находки. Установлено, что монеты были спрятаны за пределами поселения, возможно, вблизи дороги или переправы. Вероятно, в VIII–IX веках здесь проходил торговый путь, частью которого был брод через реку Истья.

«Мы обнаружили место, где „черные копатели“ нашли клад. Это подтверждается и находками монет, аналогичных тем, которые были изъяты у „черных копателей“, и следами земляных работ. Находка клада — еще один кирпичик в исследование Великого волжского пути, который связывал Европу и Восток на рубеже 1–2-го тысячелетий и проходил через Оку. Входящие в его состав монеты важны как ценный источник для изучения торгово-экономических отношений в IX веке населения Восточной Европы с мусульманским Востоком при посредничестве Хазарского каганата», — отметил научный сотрудник Института археологии РАН Игорь Стрикалов.

Клад получил название «Хрущёво-Тырновский» по ближайшим населенным пунктам. Основную его часть составляют дирхамы Аббасидов — династии халифов, правившей Арабским халифатом в 749–1258 гг. Самые старые монеты клада были выпущены в 751–752 годах, а самые новые относятся к 873–874 годам. Это позволило предположить, что клад был спрятан в середине — второй половине 870-х годов.

После исследования клад будет передан в Рязанский краеведческий музей. Точная локализация находки и экспертное мнение специалистов Института археологии стали решающими при привлечении к ответственности кладоискателей. По решению суда «черные копатели» признаны виновными в повреждении культурного слоя и незаконных раскопках и приговорены к выплате штрафа.