Зачем насекомые научились «притворяться мертвыми»

9 марта 2021

Биологи из Бристольского университета (Великобритания) обнаружили насекомых, способных «притворяться мертвыми», чтобы избежать нападения хищников.

Зачем насекомые научились «притворяться мертвыми»
Взрослая особь Euroleon nostras; Andre Skonieczny / Getty Images

Ученые обнаружили, что личинки муравьиных львов (лат. Euroleon nostras ) способны оставаться неподвижными в течение 61 минуты, сбивая с толку хищников.

Удивительную способность личинок муравьиных львов «притворяться мертвыми» биологи обнаружили случайно. Первоначально они исследовали, как личинки используют песчинки для строительства ловушек для ловли пищи. Каждый раз, когда ученые помещали 12-миллиметровых личинок на весы, насекомые замирали и оставались неподвижными от нескольких секунд до часа.

Исследователи заподозрили, что это защитный механизм, призванный уберечь «подопытных» от птиц. Смоделировав поведение личинок на компьютере, ученые подтвердили, что такая стратегия помогает им сохранить жизнь. В моделях учитывались различные факторы, например количество ям на участке песка, расстояние между ними, время, необходимое птицам, чтобы перейти от одной ямы к другой, и другие аспекты.

Результаты показали, что «игра в мертвеца» действительно помогает насекомому выжить. Хищники голодны и не могут ждать бесконечно, поэтому они быстро переключаются на поиск другой добычи.

«Игра в мертвеца похожа на фокус. Фокусники отвлекают аудиторию от наблюдения за их руками, заставляя смотреть в другое место. Точно так же и с личинками муравьиных львов, притворяющимися мертвыми. Они заставляют хищника искать в другом месте. Похоже, это очень хороший способ остаться в живых», — рассказал один из авторов исследования Найджел Фрэнкс (Nigel Franks ).