Пауки научились плести разные типы сетей

2 марта 2021

Биологи из Окинавского института науки и технологии (Япония) обнаружили на острове Кокос, крупнейшем из необитаемых в Тихом океане, паука, который плетет три разных вида паутины для охоты. Решение о том, какую сеть сплести, паук принимает в зависимости от местоположения и, возможно, от индивидуальных предпочтений.

Пауки научились плести разные типы сетей
Darko D. Cotoras et al. / Proceedings of the Royal Society B, 2021

Как правило, пауки плетут только один вид паутины. Но крошечные членистоногие Wendilgarda galapagensis с острова Кокос могут плести различные типы паутины для земли, воздуха и воды. Японские исследователи, обратившие на это внимание, даже усомнились, действительно ли такое разнообразие свойственно одному виду. Но геномный анализ 142 пауков подтвердил, что Wendilgarda galapagensis умеют плести разные виды сетей.

Тип паутины пауки «выбирают» в зависимости от обстоятельств. Так, если обитающего у воды паука, предпочитающего плести подходящую для воды паутину (от «воздушной» и «сухопутной» она отличается рисунком, а ее нити соприкасаются с водой), уносили от водоема, то паук начинал плести более подходящую для нового местоположения «сухопутную» сеть.

«Такой уровень индивидуальной дифференциации с точки зрения архитектуры, строительного поведения и микробиологической среды обитания не имеет себе равных по сравнению с другими видами», — говорит один из авторов исследования Дарко Которас (Darko Cotoras ).

Возможно, именно способность быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам и помогает крошечным паукам процветать на острове. Впрочем, ученые обнаружили также, что многим паукам не нравилось, когда их переносили в другую среду. Вместо того чтобы плести «нелюбимый» вид сети, они предпочитали вернуться на прежнее место.