Ученые разгадали тайну смерти египетского фараона

19 февраля 2021Обсудить

Компьютерная томография египетской мумии позволила установить причину смерти фараона Секененра Таа II, правившего приблизительно в 1569–1554 годах до нашей эры.

Ученые разгадали тайну смерти египетского фараона

Современные медицинские технологии помогли ученым узнать подробности последних часов жизни фараона Секененра Таа II. Считается, что этот фараон начал борьбу с гиксосами — народом, завоевавшим часть Древнего Египта в XVIII–XVI веках до нашей эры. С их вторжением начался период политического раскола в Египте, продолжавшийся с 1650 по 1549 год до нашей эры.

Причину смерти фараона ученые пытаются выяснить с тех пор, как обнаружили его мумию в Дейр-эль-Бахри в 1881 году. Согласно основной гипотезе, Секененра Таа II попал в плен во время боя, а затем был казнен, возможно, предводителем гиксосов. Существует также другая версия, согласно которой фараон был убит во сне в результате дворцового заговора.

Плохое состояние мумии наводило на мысль, что бальзамирование проводилось в спешке, вдали от королевской мастерской мумификации. Предыдущие исследования позволили обнаружить следы травм на черепе. Ученые считают, что насильственная смерть Секененры побудила его преемников продолжить борьбу за объединение Египта.

Новое исследование, проведенное с помощью компьютерного томографа, позволило обнаружить ранее незамеченные повреждения, которые бальзамировщикам удалось искусно скрыть. Это доказывает, что мумификация проводилось в хорошо оборудованном месте настоящими профессионалами своего дела.

Характер травм подтверждает ранее выдвинутую версию о пленении в бою. Ученые установили, что в момент смерти руки фараона были связаны за спиной. Нападавшие использовали пять различных видов оружия гиксосов, что свидетельствует о показательной казни. Исследователи также определили, что на момент смерти Секененре было около 40 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Medicine .