Биологи МГУ нашли в древних отложениях Намибии животных необычной сохранности

20 января 2021

Ученые МГУ совместно с коллегами из Эдинбургского университета обнаружили в Намибии останки древнего скелетного организма — намакалатуса. Палеонтологам удалось определить место этого загадочного существа в системе органического мира.

Биологи МГУ нашли в древних отложениях Намибии животных необычной сохранности

Существовавший 550–540 миллионов лет назад намакалатус (Namacalathus hermanastes) — один из немногих эдиакарских организмов с известковым скелетом. Из-за необычности строения намакалатуса сравнивали и с раковинными амебами (фораминиферами), и с губками, и с кораллоподобными животными. Однако несколько лет назад ученые обнаружили, что скелет имеет очень сложную микроструктуру — как у брахиопод и мшанок. Кроме того, некоторые популяции намакалатуса размножались бесполым путем — почковались.

Недавно ученым удалось обнаружить новые экземпляры намакалатуса (около 70 штук), которые сохранили остатки мягких тканей. Для их изучения специалисты использовали методы компьютерной микротомографии и сканирующей электронной микроскопии.

Реконструкция мягкого тела указывает на наличие у намакалатуса петлевидного кишечника, связанного сократительной мышцей с внутренней поверхностью скелета; каналов с чувствительными клетками, пронизывающих шипы на поверхности его скелета; нескольких лопастей с щупальцами и тонкой органической выстилки поверхности скелета.

«На данный момент намакалатус оказался самым сложным животным эдиакарского периода и мог представлять исходную группу для таких животных, как брахиоподы и мшанки», — рассказал Андрей Журавлев, доктор биологических наук, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances .