Названа причина девонского вымирания

31 августа 2020

Американские исследователи пришли к выводу, что одно из крупнейших в истории Земли вымираний флоры и фауны могло произойти из-за взрыва сверхновой.

Названа причина девонского вымирания

Ранее в этом году исследователи из Саутгемптонского университета (Великобритания) пришли к выводу, что Девонское вымирание было вызвано кратковременным разрушением озонового слоя, который защищает Землю от вредного ультрафиолетового излучения. Исследователи предположили, что этому предшествовало потепление климата в конце Девонского геологического периода около 359 миллионов лет назад, что привело к истончению озонового слоя и усилило поток ультрафиолетовой солнечной радиации.

Американские ученые нашли другое объяснение этому событию. Группа астрофизиков под руководством профессора Иллинойсcкого университета в Урбане-Шампейне (США) Брайана Филдса (Brian Fields) провела моделирование наиболее вероятных событий, которые могли стать причиной разрушения озонового слоя Земли, например, падение метеорита, вспышки на Солнце, гамма-всплеск.

Новое исследование позволяет предположить, что причиной разрушения озонового слоя Земли, повлекшего девонское вымирание, стала вспышка сверхновой, которая произошла на расстоянии в 65 световых лет от Земли. Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Ученые считают, что в конце девона могло произойти несколько вспышек сверхновых, что не позволило озоновому слою быстро восстановиться. Это не кажется таким уж невероятным стечением обстоятельств. Ученые считают, что массивные звезды обычно возникают в скоплениях с другими звездами, и вскоре после первого взрыва могут появиться другие сверхновые.

Подтвердить эту гипотезу могло бы обнаружение большого количества радиоактивных изотопов плутония-244 и самария-146, которые не характерны для Земли и возникают только во время вспышек сверхновых.

В истории Земли известно несколько случаев массового вымирания. Произошедшее около 66 миллионов лет назад мел-палеогеновое вымирание было спровоцировано падением астероида. Три других, включая «великое» пермское вымирание около 252 миллионов лет назад, были вызваны катастрофическими извержениями вулканов.