Ученые выяснили, где появились страусы

23 июля 2020Обсудить

Ученые из Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН проследили эволюцию страусов за последние 23 миллиона лет и выяснили, что предок современных страусов сформировался на территории современной Восточной Европы около 8 миллионов лет назад.

Ученые выяснили, где появились страусы

Ученые провели анализ всех известных образцов ископаемой скорлупы и костей страусов. Самый древний, некрупный и еще весьма примитивный страус появился в Южной Африке около 23 миллионов лет назад. Примерно 15 миллионов лет назад представители этой эволюционной линии примитивных страусов проникли в Анатолию (Турция), откуда широко расселились по внутренней Азии. Скорлупу этих птиц возрастом около 13 миллионов лет находили в Индии и Монголии. Дальнейшая эволюция этих птиц происходила в Евразии на протяжении позднего миоцена (примерно 5–8 миллионов лет назад).

Ученые считают, что предок современных страусов появился около 8 миллионов лет назад на территории Северного Причерноморья (Балканы, Молдова и Южная Украина). Скорлупа сформировавшегося к этому моменту нового типа некрупного страуса оказалась похожей на скорлупу современных видов.

В плиоцене (5–4 миллиона лет назад) эта форма проникла в Африку, где довольно быстро вытеснила примитивные аборигенные виды и сохранилась до наших дней в виде сомалийского страуса (Struthio molybdophanes) , населяющего Восточную Африку.

Примитивные популяции последнего общего предка современных страусов продолжали существовать в Евразии в плиоцене и плейстоцене. Некоторые из представителей этой линии были довольно крупными, как например, плиоценовый страус из Одесских катакомб или плейстоценовый страус Андерсона (Str. anderssoni) из Китая, Монголии и юга Восточной Сибири, которые весили примерно в полтора раза больше современного африканского страуса.

Центральноазиатский страус Андерсона пережил период максимального оледенения в конце плейстоцена и обитал на территории пустыни Гоби еще некоторое время в начале голоцена. Эти же самые страусы в плейстоцене проникли в Африку, где сохранились до нашего времени как современный вид Struthio camelus . Различная эволюционная история двух современных видов страусов, реконструируемая по палеонтологическим материалам, подтверждается и молекулярно-генетическими данными, согласно которым эти два вида разошлись не менее 4 миллионов лет назад.