Найдено первое ядовитое земноводное

8 июля 2020

Ученые из Бразилии и США обнаружили ядовитые железы у кольчатых червяг (Siphonops annulatus) — похожих на змей амфибий.

Найдено первое ядовитое земноводное

Червяги обитают в Африке, Азии и Южной Америке. Внешне они похожи на кольчатых червей, сопоставимых по размеру с небольшой змеей. Безногие земноводные, к семейству которых относятся кольчатые червяги, являются самым малочисленным современным отрядом земноводных.

Недавно ученые обнаружили, что у червяг есть еще одна общая со змеями черта (помимо внешнего сходства): во рту этих земноводных обнаружили ядовитые железы. Для амфибий это нетипично. Как правило, другие земноводные, например лягушки, выделяют яд лишь через кожные железы.

В ходе исследования ученые проанализировали морфологию головы кольчатых червяг и нашли серию небольших заполненных жидкостью желез в верхней и нижней челюстях с длинными протоками, которые открывались у основания каждого зуба. «Это первый раз, когда железы такого типа были обнаружены у амфибий», — сообщают ученые.

Предварительный химический анализ состава секрета позволил обнаружить высокое содержание фосфолипазы А2 — фермента, который ранее был обнаружен в токсинах ядовитых животных. По мнению ученых, яд необходим червягам для охоты.