Сергей Рахманинов был признан самым креативным композитором в истории. Он превзошел Баха, Моцарта и Бетховена.

Фото №1 - Назван главный новатор среди композиторов. Он обошел Баха, Моцарта и Бетховена


Сергей Рахманинов

Группа исследователей из Корейского института передовых технологий KAIST в Тэджоне разработала алгоритм, позволяющий оценить новаторство известных композиторов эпохи барокко, классицизма и романтизма (1700–1900). Специалисты вычислили показатели новизны и влияния для 900 классических фортепианных произведений, написанных 19 композиторами в XVIII–XIX веках. Показатели основывались на том, как сильно музыкальные композиции отличались от всех предшествующих произведений фортепианной музыки и как они отличались от предыдущих фортепианных произведений того же композитора.

Авторы разработали компьютерную модель, которая разделила каждую композицию на сегменты, которые сравнивались друг с другом. По сходству музыкальных последовательностей можно было судить о степени влияния композиторов друг на друга и о степени новизны в творчестве каждого автора. Модель позволила вычислить степень общих мелодий и гармоний между произведениями, а также проследить эволюцию музыкальных стилей, отметили авторы исследования.

Наиболее высокие баллы новизны, как правило, имели композиторы эпохи романтизма (1820–1910 годы). Композиции классического периода (1750–1820 годы) — самые низкие. Среди всех композиторов, творивших в XVIII–XIX веках, наиболее изобретательным алгоритм признал Сергея Рахманинова . Его творчество оказалось наиболее новаторским по сравнению с сочинениями других 18 композиторов, включенных в исследование, а его поздние произведения существенно отличались от ранних. За Рахманиновым следовали Иоганн Себастьян Бах, Иоганнес Брамс и Феликс Мендельсон.

Исследователи отмечают, что новизна не обязательно коррелирует с влиянием. Так, Людвиг ван Бетховен не попал в число наиболее изобретательных композиторов, но все равно считается самым влиятельным композитором эпохи романтизма.

«Хотя новизна необходима в творчестве, она не может объяснить все созидательные и художественные качества, которые входят в создание мелодий и гармоний, распространяющиеся на последующие поколения композиторов. Возможно, именно поэтому, будучи более оригинальными, композиторы не обязательно оказывались более влиятельными», — заявил один из авторов исследования.