Одна из немецких средних школ в рамках эксперимента предложила учащимся начинать учебный день на час позже. Интересно, что более половины школьников не воспользовались этой возможностью.

Фото №1 - Полезен ли для школьников гибкий учебный график

Подростки постоянно испытывают недостаток сна, и это явление можно наблюдать во всем мире. Последствия хронического дефицита сна не только снижают концентрацию внимания. Более ранние исследования выявили связь недосыпа с риском развития депрессии, ожирения, диабета и других хронических метаболических заболеваний.

В средней школе города Альсдорфа в Западной Германии учащиеся младших классов продолжали учиться с 8 утра, а старшеклассникам предложили начинать учебный день на час позже. Поскольку первый час был отведен на самостоятельную работу, подростки вольны были выбирать, во сколько они хотят приходить в школу. Однако пропущенное утром время необходимо было восполнить в течение недели.

В течение девяти недель (три из которых школьники учились с 8 утра, и шесть были с гибким графиком) ученые вели мониторинг сна учащихся с помощью закрепленных на запястьях браслетов, а также собирали дневники сна, которые должны были заполнять участники эксперимента. Возможность начать учебный день на час позже действительно помогла подросткам увеличить продолжительность сна.

Специалисты отмечают, что одна из самых больших проблем, связанных с более поздним началом занятий в школе, заключается в том, что подростки могут испытывать соблазн подольше бодрствовать в вечерние часы. Однако результаты исследования опровергают этот стереотип. Авторы отмечают, что 97% школьников в этом случае стали спать больше. Средняя продолжительность сна участников эксперимента увеличилась с 6,9 часов до 8 часов.

Исследователей удивило, что лишь 39% учащихся предпочло приходить в школу на час позже. В то же время сами школьники оценивали качества сна гораздо выше, если приходили к 9 утра. Интересно и то, что у концу эксперимента все подростки сообщали, что чувствуют себя менее усталыми, могут лучше сосредоточиться во время занятий и лучше выполняют домашние задания. По мнению исследователей, это связано с тем, что школьникам предоставили право выбора и более гибкий график учебы.