Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

25% считают угрозу реальной: жителей Гамбии впервые спросили об охоте на ведьм 2008–2009 годов

Общество за 16 лет не оправилось от травмы, считают социологи

24 июля 2025Обсудить
25% считают угрозу реальной: жителей Гамбии впервые спросили об охоте на ведьм 2008–2009 годов | Источник: Andrew Woodley via Legion Media
Источник:

Andrew Woodley via Legion Media

Двадцатидвухлетняя диктатура бывшего президента Гамбии Яйи Джамме, закончившаяся в 2016 году, была отмечена многочисленными нарушениями прав человека, включая пытки, внесудебные казни и исчезновения людей. В 2008–2009 годах Джамме организовал в стране охоту на ведьм. Ее возглавляла группа «охотников на ведьм» из соседних стран при поддержке сил безопасности Гамбии.

Сотни людей, в основном пожилых, были задержаны, избиты, изнасилованы и подвергнуты унижающему достоинство обращению. Предполагается, что в ходе кампании 41 человек погиб, а выжившие столкнулись с социальной изоляцией и дискриминацией из-за обвинений колдовстве.

Профессор Мик Финли из Университета Англия Раскин в сотрудничестве с Университетом Гамбии и Ноттингемским университетом Трент провел первое исследование социальных последствий стигмы, связанной с выдвинутыми правительством обвинениями в колдовстве. Ученые, статья которых опубликована в Journal of Community and Applied Social Psychology, провели многочисленные интервью с жертвами, их семьями и жителями деревень, наиболее пострадавших от этой кампании.

Исследователи пришли к выводу, что, несмотря на прошедшие годы, последствия охоты на ведьм все еще сильно ощущаются.

Как жители Гамбии оценивают охоту на ведьм в 2008–2009 годах

С одной стороны, почти 100% респондентов выразили сочувствие жертвам и их семьям, подавляющее большинство опрошенных также согласились с тем, что обвинения в колдовстве должны быть объявлены незаконными, а виновные — наказаны. Кроме того, большинство участников опросов выразили мнение, что охота на ведьм была организована для того, чтобы запугать людей и не допустить их выступления против президента Джамме, или же чтобы посеять раздор в обществе.

С другой стороны, четверть респондентов (25%) считали угрозу со стороны ведьм реальной, причем такого мнения придерживались 22% участвовавших в опросах жертв и членов их семей.

Как охота на ведьм изменила общество в Гамбии

В ходе интервью исследователи обнаружили, что стигматизация распространялась не только на отдельных людей, но и на их семьи и целые деревни. Дети жертв подвергались издевательствам в школе, семьи их сторонились, а некоторые общины их соседи называли «деревнями ведьм». Это приводило к разрыву отношений, недоверию и длительному разделению и внутри общин, и между ними.

Жертвы охоты на ведьм сообщали о различных психологических расстройствах, включая тревожность, панические атаки и посттравматические симптомы. Многие говорили о собственной беспомощности и социальной изоляции. Некоторые были полностью отстранены от общественной жизни, в то время как другие испытывали трудности с поиском работы.

Хотя нынешнее правительство Гамбии, для расследования нарушений прав человека, совершенных Джамме, создало Комиссию по установлению истины, примирению и возмещению ущерба, исследование показало, что многие жертвы считают необходимым принять дополнительные меры для устранения конкретного вреда, причиненного охотой на ведьм.

«Наше исследование показало, что жертвам обвинений в колдовстве не только приходится справляться с травмой, вызванной нарушениями прав человека, но и испытывать ряд долгосрочных последствий стигматизации со стороны представителей своих сообществ, — говорит профессор Финли.

<p>Мик Финли</p>

«У тех, с кем мы общались, было сильное желание добиться официального признания перенесенной ими несправедливости, восстановления своего доброго имени, своих прежних социальных ролей и отношений».

Вероятно, об охоте на ведьм в Гамбии нам еще предстоит узнать подробно. Ведь эта страница современной истории Африки далеко не так широко известна, как, например, салемская кампания 1692 года, которая даже успела породить множество мифов.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения
На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.