В русской литературе мало персонажей, которые вызывали бы такую единодушную неприязнь, как Марфа Игнатьевна Кабанова, она же Кабаниха, из пьесы Александра Островского «Гроза». Тиран, деспот, «темное царство» в юбке — так мы привыкли о ней думать.
Но давайте на минуту отложим школьные учебники и попробуем увидеть за монстром человека. А точнее, женщину своего времени, чье поведение с точки зрения психологии выживания не просто объяснимо — оно было единственно возможной стратегией.
Психологический портрет Кабанихи специально для Vokrugsveta.ru описала Дарья Заливнова, психолог, ведущий специалист Московского социально-реабилитационного центра по работе с подростками.
Кабаниха — не прирожденный злодей. Она — продукт системы и ее заложница.
Патриархальный уклад города Калинова, этот жестокий и неумолимый мир, не оставлял женщине иного пути для обретения хоть какой-то безопасности и власти, кроме как через тотальный контроль над своим микрокосмосом — семьей.
Представьте ее ситуацию: она вдова. В обществе, где статус женщины определялся мужем, она потеряла свою главную опору. Теперь ее единственная капитализация — это взрослый сын, Тихон, и дом. Любой скандал, любой намек на неподчинение внутри семьи — это прямая угроза ее социальному статусу, репутации, а значит, и выживанию.
Тирания Кабанихи — это, по сути, гипертрофированная тревожность. Она не просто требует соблюдения ритуалов («в ноги кланяйся!»). Она отчаянно пытается склеить хрупкий сосуд своей реальности, который вот-вот может треснуть.
Ее знаменитая фраза: «Куда воля-то ведет!» — это не злорадство. Это крик ужаса человека, который понимает, что единственный известный ему алгоритм выживания рушится на его глазах. Для нее распад семьи, уход Катерины — это не просто драма, это апокалипсис. Это доказательство того, что весь ее жизненный путь, вся жесткая, лишенная личных радостей стратегия была напрасной.
Она «пилит» Тихона не потому, что не любит. Она пытается вылепить из него идеального продолжателя системы, того, кто сможет так же жестко, как и она, удерживать этот мир от хаоса. Она ломает его, потому что искренне верит, что иначе мир сломает их обоих. Она видит в Катерине не невестку, а угрозу — стихийное, искреннее, природное начало, которое может взорвать хрупкий порядок, который она годами выстраивала.
Кабаниха — это трагическая фигура травмы, передающейся по наследству. Она — звено в цепи насилия, жертва, которая сама стала палачом, потому что не знала другого способа защитить тех, за кого несла ответственность. Она защищала свою семью так, как умела: превращая ее в тюрьму.
Глядя на Кабаниху сегодня, мы видим не просто литературного злодея. Мы видим зеркало, в котором отражаются механизмы травмы, то, как страх порождает тиранию, а желание защитить превращается в желание уничтожить. Это заставляет задуматься: а где в нашей современной жизни мы, сами того не желая, становимся носителями «кабанихских» моделей поведения, пытаясь контролем и жесткостью уберечь своих близких от гипотетических угроз?
Возможно, понимая этого персонажа, мы начинаем понимать и корни многих собственных семейных драм.
Что думаете о таком взгляде на поведение Кабанихи?
- 39.4%13Не соглашусь, все-таки она злодейка
- 57.6%19Похоже, всё так и есть
- 3.0%1Свое мнение в комментарии
Ранее мы разбирали главного героя романа Гончарова «Обломов» — и пришли к выводу, что нам всем нужно быть как он. А также выяснили, что Чацкий из «Горе от ума» — не герой, а токсик.
Vokrugsveta.ru продолжает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.
Читайте все статьи рубрики по тегу #мнение.