Остап Бендер, или, как он сам себя называл, Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей, — спорный герой. Его нельзя назвать положительным персонажем (как и его спутников) в обоих романах. Однако мы все сопереживаем Остапу изо всех сил на протяжении его приключений.
Почему же он так привлекателен для нас и каков его путь? Что внутри его головы? Рассказывает психолог и автора телеграм-канала «Записки Шизоида» Андрей Копнин.
Контекст «12 стульев»
Действие романа «12 стульев» происходит в 1927 году, а его продолжение «Золотой теленок» повествует о 1930. Эти произведения описывают СССР в конце НЭПа (Новой Экономической Политики) и после него.
НЭП пришел в разоренную войнами страну и помог молодому советскому государству преодолеть кризис. Фактически в страну вернулась некоторая доля экономических свобод. Предпринимательство расцвело, появились совместные предприятия с иностранцами.
Однако большинство людей по-прежнему не понимало, как жить в новой стране, с новой идеологией. Экономика же вздохнула свободно, и вместе с этим появилось много людей, желающих получить максимум от творящейся неразберихи переходного периода. Таков и наш герой.
История «Великого Комбинатора»
История жизни Остапа покрыта туманом, о его прошлом известно лишь с его слов. Родился он около 1896-1900, имел дворянское происхождение. В период Гражданской войны занимался контрабандой. Возможно, за это он и сидел в Таганской тюрьме, после чего старался чтить Уголовный кодекс — и знал «четыреста сравнительно честных способа отъема денег».
Ирония как способ справиться с неизвестностью
В психологии есть понятие архетипа Трикстера. Это проказник, ловкач, плут, авантюрист. Трикстер не подчиняется общим правилам, смысл его жизни — менять порядок вещей. Он действует не по злому умыслу, а просто потому, что он любит так жить: совершая хитрости, зачастую на грани разрешенного законом. Подобные персонажи становятся героями легенд, сказок и фильмов, так как отражают нашу внутреннюю тягу к переменам.
Остап Бендер находит слабые места окружающей системы. Чего стоит взимание платы за Провал в Пятигорске, чтобы он «не слишком проваливался», или продажа американским туристам технологии производства пшеничного самогона. После подобных «фокусов» система скорее всего будет меняться, что положительно скажется на ее устойчивости. Не найдись такого ловкача — дела бы так и шли по-старому. Итак, трикстер выполняет роль человека, который подсвечивает слабые места.
Для многих именно это служит отправной точкой к положительным изменениям в жизни. Однако, к сожалению, сам трикстер не всегда бывает счастлив. Его влечет вперед жажда приключений, желание испытать мир на прочность — выдержит ли? А справится ли он сам?
Ирония Бендера — это защитный механизм, который психика использует, чтобы отгородиться от несоответствия желаемого и действительного, от происходящего вокруг. Открыто смеяться над всем нельзя, так как это может попасть под статью Уголовного кодекса. Поэтому приходится иронизировать.
При этом наш герой в большинстве случаев не хочет никого обидеть (это бы был уже сарказм, злая шутка, а то и цинизм), а подсвечивает происходящее через призму юмора. Многие иронические комментарии сына турецкоподданого подчеркивают одну из ключевых агитационных особенностей эпохи — язык плаката. Взять, например, его фразы «дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих», а также знаменитое «лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!»
Рекомендации Остапу
Стоит отметить, что Остапа Бендера не существует в отрыве от людей. Сложно представить его осевшим в небольшом городке, живущим спокойной жизнью. Нет публики — нет жизни. И это накладывает отпечаток на все его существование.
Иногда задаешься вопросом, а кем бы мог быть наш герой, если не авантюристом? Складывается ощущение, что он несчастлив и единственное, что может его осчастливить — это деньги. «Мне нужно пятьсот тысяч. И по возможности сразу, не частями». Но сами по себе деньги не делают человека счастливым.
Работа с психологом для Остапа будет заключаться в следующем. Необходимо:
Проанализировать свою жизнь и понять, что бесконечная погоня за деньгами не сделала его счастливым — и не сделает в дальнейшем.
Принять свой колоссальный потенциал, свои огромные силы, способности к изменению мира.
Работать над постановкой более масштабных, значимых целей. Остап же распыляется на множество мелких афер.
Учиться доверять людям. Для Бендера окружающие — лишь инструменты для удовлетворения своих нужд. Так выражается страх близости (совсем как у Ведьмака). Остапу Бендеру стоит найти не подельника, а друга, который примет его таким, какой он есть.
Герою нужно направить свои силы в легальное русло, например, в дело, которое даст то самое ощущение свободы и риска. Но этот бизнес должен быть с человеческим лицом и не нарушать закон.
Ранее Андрей Копнин анализировал Григория Печорина из произведения «Герой нашего времени».
Vokrugsveta.ru продолжает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.
Читайте все статьи рубрики по тегу #мнение.
Фото в анонсе: кадр из мини–сериала «12 стульев» (1976), Андрей Миронов в роли Остапа Бендера / Кинопоиск.ру

