В рубрике «Экспозиция» «Вокруг света» показывает, как дух той или иной эпохи отражается в нескольких предметах. На этот раз речь пойдет о пяти вещах, олицетворяющих Галантный век, который обычно ассоциируют с правлением французского короля Людовика XV (1715–1774 гг.),
Галантный век — эпоха придворной культуры с ее любовью к роскоши, игре и театральности, желанием любой ценой избежать скуки. Это стремление превратить повседневность в непрекращающийся спектакль, где нет места обыденности, привело к созданию особого мира — прекрасного, но живущего вне времени и реальных обстоятельств.
Такая искусственная вселенная не могла существовать долго: Великая французская революция стала закономерным, хоть и трагическим, финалом этой удивительной эпохи.
Туфли в стиле помпадур
Фаворитка и советница Людовика XV, Жанна-Антуанетта Пуассон, вошедшая в историю как маркиза де Помпадур, была одной из самых знаменитых женщин Галантного века.
Считается, что именно она ввела в моду туфельки на высоком каблуке, который располагался прямо под сводом стопы. Нога в такой обуви казалась очень маленькой, однако ходить в ней было невероятно трудно: походка становилась опасно неустойчивой, а каждый шаг — болезненным.
Но это не смущало модниц XVIII столетия. Красота в то время ассоциировалась с изнеженностью и утонченностью. Тугие корсеты, высокие парики и крохотные неудобные туфельки — все это помогало создать образ фарфоровой статуэтки: непрактичного, хрупкого, но прекрасного украшения интерьера.
Кабинет редкостей
Галантный век — эпоха активного развития науки. При дворе зачитывались философами Просвещения, изучали строение человеческого тела и Солнечной системы. Свою образованность люди старались подчеркнуть разными способами — в том числе демонстрируя коллекции редкостей.
Собирали окаменелости, минералы, чучела редких животных и множество других диковин, показавшихся любопытными. Часто для хранения коллекций использовали специальные шкафы с многочисленными ящичками — кабинеты. Они богато декорировались и производили впечатление волшебной шкатулки — таким образом подчеркивалась и ценность экспонатов, лежащих внутри.
Фарфоровая тарелка-обманка
Любовь к играм и театральной культуре распространялась и на повседневность. Жанр trompe l’oeil (от фр. — «обман глаза»), или обманка, переживал расцвет. Обманки существовали и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве.
Например, популярными были тарелки с реалистично трактованными лепными ягодами, фруктами или овощами. Такую посуду ставили на стол, поверх фарфоровой «еды» на блюдо клали настоящую.
Далее гости ожидали, пока их менее наблюдательные соседи примут тромплёй за угощение и попробуют оторвать искусственную ягоду от тарелки. У таких развлечений был и более серьезный подтекст: людей восхищало, как легко умелые мастера способны стереть границу между иллюзорным и реальным.
Веер плие
Обязательными аксессуарами дам во время светских выездов были веера. Одна из самых популярных разновидностей — plié, с жестким остовом и складным экраном, который расписывали.
На нем могли изображать популярные живописные сюжеты, ребусы с зашифрованными посланиями, а также реальные события — от повседневных жанровых сценок до придворных празднеств.
Веер в XVIII веке — это не только практичный и изысканный аксессуар, но и средство тайного общения. Существовал особый язык веера: одним движением можно было выразить интерес к разговору, отвергнуть ухаживания или назначить свидание.
Ломберный стол
Коротать время на балах и приемах помогали различные игры. К ним относились серьезно: нередко по выбранной тактике могли составлять мнение о сопернике, его характере и интеллектуальных способностях.
Столики для игр в карты — их называли ломберными — присутствовали практически в каждом парадном интерьере. Они тщательно проектировались и были многофункциональными.
В закрытом виде такие столики представляли собой компактную консоль, а в открытом — игральный стол для четырех человек. Существовали и более сложные модели, позволявшие использовать их сразу для нескольких игр. Их оборудовали несколькими столешницами, на которых в технике маркетри — наборной «мозаики» из дерева — выкладывали игровые поля.