Многие привыкли думать, что Запад — это победивший феминизм и полная эмансипация, а традиционные семьи с привычным разделением ролей: мужчина — добытчик, женщина — домохозяйка — там давно «вымерли». Если бы все было так просто, мы бы не услышали о «традвайф» — женщинах, чей образ стал очень популярным трендом. И в соцсетях у них миллионы подписчиц.
Кто такие традвайф?
Термин tradwife (сокращение от traditional wife, традиционная жена) официально попал в Кембриджский словарь в 2025 году, но появился и стал вирусным еще в 2020-м. Силу этот тренд набрал во время пандемийной самоизоляции: пока мир сидел по домам, некоторые женщины-блогеры открыли для себя новую идентичность. Они добровольно решили больше не работать, а посвятить себя дому, мужу, детям, выпечке хлеба и идеальной сервировке ужина.
Их отличие от традиционных измотанных домохозяек — в идеальном внешнем виде: на фото и видео это стильные женщины в платьях словно из 50-х, с идеальной укладкой, ухоженной кожей и белоснежной улыбкой на фоне сияющих кухонь и красивых детей. Этакая эстетика ретрогламура c обилием фильтров.
В русскоязычном интернете термин tradwife адаптируется по-разному: тредвайф, трэдвайф, традвайф. Наиболее близкий к оригиналу вариант — традвайф, именно его мы и используем.
В соцсетях же этот стиль жизни маркируется хэштегом #tradwife. Под ним вы найдете десятки тысяч видео, где женщины пекут пироги в винтажных духовках, гладят постельное белье с каймой и улыбаются в камеру в платьях в горошек.
Самые известные традвайф: инфлюенсеры из соцсетей
За трендом стоят вполне реальные люди — с миллионами подписчиков, рекламными контрактами и идеальными фотографиями:
Нара Смит — бывшая модель, ушедшая в декрет и начавшая документировать жизнь «медленной жены»: выпечка хлеба, заготовки, ужины при свечах.
Ханна Ниилман — бывшая балерина из Нью-Йорка, переехавшая с семьей в сельскую Юту. На ее ферме — семеро детей, козы, домашняя выпечка и очень выгодный мерч.
Эсте Уильямс — тиктокерша с выверенной эстетикой 1950-х, в каждом видео — прическа с локонами, перчатки, сервировка, плита в стиле ретро.
Общее для всех: подчеркивание осознанности своего выбора, романтизация быта, эстетика прошлого и… хорошо выстроенная медиастратегия (вот к этому пункту мы вернемся чуть позже).
Традвайф у нас дома
Пожалуй, один из аналогов такого движения в России — «торсуновские женщины» («рублевские жены» не работают по дому, а сторонницы традиционных семей в России не считают настолько важным следить за собой, как традвайф).
Это дамы, которые живут по ведам, якобы основе древней славянской культуры (в интерпретации некого Олега Торсунова), слушают лекции о правильной длине юбки и знают, как варить борщ «в благости» и угождать мужу. Работать в привычном для нас смысле более 3-4 часов в день у них считается разрушительным и неправильным, даже если женщина любит свою работу (в таком случае с ней просто что-то не так).
Несмотря на домашние обязанности, хорошо выглядеть и становиться источником «правильной женской энергии» для сторонниц такой жизненной стратегии важно — ведь они считают, что именно благодаря женщине вырастает доход и социальное положение мужа.
Одни декларируют «ведическое подчинение мужу», другие — эстетическое возвышение быта. Но суть схожа: уклад — традиционный, женщина — хранительница, а мужчина — добытчик.
Культурные корни: почему домохозяйка в США и России — разные фигуры
Пути женщины к активному участию в социальной жизни в нашей стране и в США отличались. В СССР женщин еще с 1930-х стали активно привлекать к работе на растущих заводах, в 1940-е из-за Великой Отечественной войны им пришлось освоить многие мужские профессии, где они потом закрепились.
Все это происходило «без отрыва» от семьи, то есть параллельно с выполнением работы по дому, и перегрузка женщины обязанностями стала традицией. Прогресс не сразу пришел советской женщине на помощь — бытовая техника стала более-менее распространенным явлением только в 1970–80-е годы, причем до 1990-х была в дефиците и не очень высокого качества. Поэтому даже сейчас многие женщины считают возможность оставаться дома, заниматься бытом и детьми, вместо того чтобы ездить в отнимающий последние силы офис, как восстановление справедливости.
В США же до 1950-х большинство замужних женщин были домохозяйками и их «никто не трогал». Можно сказать, что ключевую роль в изменении роли женщины в обществе сыграло… массовое распространение бытовой техники в 1950–60-х годах (стиральные машины, пылесосы, миксеры).
Так, уже в 1960-х более 70% американских домов имели стиральные машины. Свободного времени у женщин стало намного больше, а у засевших дома жен от скуки даже развивалась депрессия и они подсаживались на таблетки. Им явно требовались новые занятия.
Параллельно началась вторая волна феминизма, который теперь стал почти мейнстримом. Женщины боролись уже не просто за право участвовать в выборах, а хотели решать — кем им стать в жизни, скольких детей рожать и как жить. Рос уровень образования и вовлеченности в общественную жизнь. К 1980-м карьера женщины в США окончательно перестала быть чем-то необычным, а разделение домашних обязанностей между супругами стало нормой. Женщины увлеклись поиском себя и своего нового предназначения в социуме.
Поэтому, глазами современного американца, традвайф играют в ностальгическую эпоху 1950-х, когда женщинам еще не приходилось много думать о смысле жизни, но и техника уже пришла на помощь. С другой стороны они говорят: а почему быт не может быть таким предназначением?
За что критикуют традвайф
Прежде всего стоит помнить: для большинства популярных традвайф такой стиль жизни — бизнес и способ заработать на дорогой миксер, а часто и намного большее. Счастливы ли они на самом деле, есть ли в их жизни место для настоящего партнерства, мы вряд ли узнаем. Так же, как и всю правду о том, пекут ли они пироги сами в повседневной жизни или поручают своим ассистенткам. Мы видим только картинку на экране.
Кроме того, у образа традвайф есть и теневая сторона, причем вскрыта она давно и даже в массовой культуре. Вспомним Бри Ван де Камп из сериала «Отчаянные домохозяйки»: идеальный дом, вылизанная лужайка, фарфоровая улыбка и ужин из пяти блюд. А еще тревожность, отсутствие взаимопонимания с детьми, отчужденный муж, для которого все старания жены — просто полезная функция.
Как раз за подобные вещи критикуют и реальных традвайф. Вот основные претензии хейтеров к ним:
Не всем такое по плечу. Мало кто может позволить себе жить только на зарплату мужа. Большинство традвайф — блогеры-миллионницы, у которых есть ассистенты, целая «фабрика» контента и немалый доход.
Социальное давление. Когда образ домохозяйки, посвятившей себя дому, детям и религиозной общине, преподносится как идеал, женщины без детей, идеального быта, с другим интересами оказываются «изгоями» за рамками нормы.
Риск рецидива патриархата. В некоторых случаях образ жизни tradwife подразумевает и возрождение мужских убеждений: женщина должна отказаться от контрацепции, обезболивания при родах и даже голос в принятии решений должна отдать мужу. В одном из интервью Ханна Ниллман признавалась в чем-то подобном.
Почему, несмотря на критику, традвайф так популярны?
Ответ не только в ретрофильтрах и платьях в цветочек. Вот несколько причин — культурных, исторических и психологических.
1. Утомление прогрессом
США — страна, где достижения феминизма стали нормой, а не борьбой: право на аборт, равная оплата, карьерный рост. Но с этим пришло и давление — женщина обязана быть идеальной во всём: успешной, независимой, ухоженной, реализованной, с соцкапиталом и сторис. Для многих женщин это стало источником выгорания и тревоги.
Tradwife — это своего рода контркультура внутри прогресса: отказ от постоянной гонки в пользу ясного, понятного уклада. Дом, муж, дети — «и ничего больше не надо».
2. Ностальгия по «золотым пятидесятым»
В массовом сознании американцев 1950-е годы — это символ стабильности, «настоящей семьи» и понятных ролей. Муж — добытчик, жена — заботливая хозяйка, дети — в школу с ланчбоксом. Эта эпоха романтизирована в кино, рекламе, телевизионных шоу — и tradwife-блогеры буквально воссоздают этот визуальный код. Реальные проблемы той эпохи — расизм, неравенство, отсутствие прав у женщин — игнорируются или считаются чем-то второстепенным.
3. Соцсети = новый глянец
Быть традвайф — это еще и медийная стратегия. В соцсетях важно жить красиво — это равно успеху. Быт, упакованный в ретроэстетику, смотрится великолепно и работает безотказно: хлеб из печи, кружевные салфетки, дети в пижамах пастельных тонов.
Так женщины, которые якобы отвергают карьеру, на деле превращают свою домашнюю жизнь в монетизируемый бренд. И это тоже часть американской культуры — превращать любой образ в капитал.
4. Реакция на неопределенность и «моральную панику»
Некоторые исследователи считают рост популярности tradwife частью ответа на культурные сдвиги последних лет: рост феминизма 4-й волны, расширение прав сексменьшинств, отказ от традиционных моделей семьи. Все это вызывает у части общества тревогу — особенно в религиозных и консервативных кругах.
Поэтому tradwife — это и про возвращение к «понятной» роли женщины.
5. Это выглядит как свобода
Парадокс в том, что tradwife преподносится и большинством все же воспринимается как форма свободы, а не подчинения. Женщина как бы говорит: я могла бы быть кем угодно, но я выбираю быть женой и матерью. И в либеральной культуре США это звучит убедительно.
Даже если этот выбор стилизован и профинансирован спонсорами. Главное, чтобы он был добровольным, а за красивым фасадом не скрывалось чувство пустоты, когда вы просто не нашли себя настоящую, творческую, проявленную и нужную миру.