Елизавета Короткова, тревел-журналист, эксперт по туризму сервиса путешествий Туту побывала в одном из необычных музеев Северной столицы. Далее — рассказ от первого лица.
*****
В Петербурге можно понюхать бомжа.
Санкт-Петербург — город странных музеев. Там уже есть музей-аптека, музей-котельная, музей теней, музей с единорогами и музей с уродами. Эту кашу заварил ещё Пётр I со своей Кунсткамерой.
А недавно открылся ещё и Музей бомжей. И, что показательно, не закрылся в первый же месяц. Музей на самом деле серьёзный и очень важный для города. Именно в Санкт-Петербурге когда-то открыли первый в стране центр помощи бездомным. Так что это новая важная достопримечательность.
И тут сразу важно сказать: название музея никого не хочет обидеть. Слово «бомж» — значит, сокращённо «человек без определённого места жительства». Термин советский, а как оскорбление используется исключительно ситуативно. В музее никакого негатива в название не заложено, в этой статье — тоже.
Научная работа с запахом клопов
Сначала была научная работа. Для музея заказали исследование: специально обученные люди сидели в библиотеках и дотошно изучали феномен бродяжничества в истории. Потом пришла Зина. Зина как социальный антрополог переработала много скучных, но ценных букв в интересную историю.
Тема очень благодатна для драки, поэтому надо было суметь:
Рассказать всё это объективно, тактично и терпимо. А то бы тапки полетели в первый же день.
Каждого посетителя музея сразу предупреждают: сейчас будет рассказ про социальный феномен бродяжничества в истории. Это задаёт тон и моментально отсекает аудиторию, которая ждала анекдоты про бомжей.
Придумать такую экскурсию, чтобы гости не уходили в слезах и не испытывали отвращения. Натуралистических подробностей вы тут не услышите. Но и романтизации нет.
В итоге получилось страшное — «антропологический срез на социальный феномен бродяжничества». Это могла бы быть нудная диссертация, но тут всё в формате 3D, да ещё и клопами пахнет из банки — поэтому вообще не скучно. Ходят даже с детьми.
«Да что тут смотреть?»
В доме, где музей, вырубилось всё электричество, и знакомиться с восковыми бродягами нам пришлось в полной темноте. В подвале.
Вот из темноты на вас смотрит Афанасий.
Это беглый каторжник петровских времён — его сослали в Сибирь и он стал разбойником. У Афанасия ещё четверо коллег. Все из разных эпох: калика перехожий Арсений из 14-го века, жительница ночлежки Евдокия из конца 19-го века, советский бич Валентин и бомж Саша из 90-х.
Одна такая фигура стоит примерно 200 тысяч рублей. Это не манекены, а очень детально проработанные восковые скульптуры. И ради такого результата пришлось сменить несколько мастеров.
Первый очень долго и кропотливо что-то лепил, а потом резко исчез, оставив музею вот это:
Голову решили не выбрасывать и теперь показывают непослушным гостям.
Второй мастер предложил делать слепки с живых людей — мол, так реалистичнее. Для этого на лицо модели надо было нанести специальную субстанцию. Так создатель музея лишился своих ресниц, а двоих актёров массовки заставили бриться прямо в туалете бизнес-центра. Но маски с точными копиями лиц всё-таки сделали. Жаль, с ними у мастера тоже ничего не вышло.
И только третий мастер — один из лучших в своём деле в России — смог. Теперь восковые бродяги — самое заметное, что есть в музее. И вам рассказывают не просто про каких-то абстрактных бездомных, а конкретно про вот этого Сашку, который вложился в финансовую пирамиду и теперь сидит в люке.
Рядом с героями — приметы их времени:
Вы приходите в музей и смотрите пять зон про то, каким было бродяжничество в России в разные времена. А ещё нюхаете.
Музей и улица
Вот целая стена табличек — с такими вы обычно видите бездомных на улицах:
Какие-то из них писали сами посетители. А какие-то — настоящие. Создатель музея покупает их у бродяг, когда видит на улицах. Говорит, многие сейчас принимают переводы на карту.
Про быт бездомных нашего времени на экскурсии вообще-то не рассказывают. Но кое-какие следы «сейчас» всё-таки есть. Например, вот открытки с портретами современных бродяг:
А ещё в музее иногда ведёт экскурсии Валерий Соколов — создатель «Ночлежки», той самой первой благотворительной организации для помощи бродягам. Когда-то он сам был бездомным. Вот, кстати, печатная машинка, на которой когда-то печатали устав «Ночлежки»:
Музей иногда сотрудничает с благотворительными организациями. Если вы хотите как-то помочь бездомным — тут точно подскажут, как это сделать лучше.
Крысы и ремонт в «пещерном стиле»: как открыть странный музей
А вот и человек, который придумал Музей бомжей — Антон.
И он вообще-то переводчик. Просто любит историю и странное.
Как-то раз Антон попал в маленький частный музей — такой, где для входа нужно звонить по номеру телефона на двери и ждать дедушку-смотрителя. Дико этим вдохновился и захотел свой музей. Сначала всё было не всерьёз, но когда в квартире Антона появилось пять восковых бомжей, стало уже не до шуток — пришлось открывать музей.
Нашли помещение на Гороховой: подходящее, но сырое и с крысами. Дальше всё развивалось быстро. В феврале его арендовали. В марте заделали источник крыс и начали ремонт.
Помещение до этого пережило несколько наводнений, и штукатурка отваливалась. Её оторвали до конца, а потом с нуля сделали вентиляцию, отопление и свет. Ну а дальше уже декор. Антон очень хотел «пещерный стиль», поэтому стены специально сделали потёртыми. Получилось убедительно: мастера, которые видели это впервые, очень настойчиво предлагали всё починить.
А вот эти надписи в КПЗ воскового Василия делал не абы кто, а скульптор с высшим образованием.
Человек специально ходил по Петербургу и искал на стенах похожие надписи. А потом выцарапывал в музее точно такие же.
Следующий сложный шаг был — собрать команду. Когда в агрегаторе вакансий появилась должность «экскурсовод в музей бомжей», про музей узнали в массах. Сейчас экскурсии там проводят священник, социальный антрополог, волонтёр в ночлежке — и ещё несколько людей, которые умеют непредвзято и интересно говорить по теме.
Музей можно было бы назвать «Музеем истории бродяжничества». Но тогда вы бы сейчас, скорее всего, не читали про него. Так что главной рекламой на первых порах стало само название.
Уже в апреле музей открылся.
В первый же день работы музея журналистов внутри было сильно больше, чем восковых бродяг (и чем крыс вначале). Всё сработало: говорят, будут новые экспонаты, а ещё выставки, лекции и просто вечера на поболтать. Билет стоит 850 рублей в июле 2025 (это с экскурсией на час, самостоятельного посещения нет).
В общем, оказывается, по музеям можно ходить не только ради красоты. Хотя и Эрмитаж, конечно, никто не отменял.
А вот другие странные музеи Петербурга. Если вам бродяг было мало.
Музей гигиены
Бестиарий (криптозоологический музей)
Кунсткамера
Музей «Аптека доктора Пеля»
Музей эротики и любви
Музей морских узлов