Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Восставшие из пепла: 10 знаменитых рок-групп, сумевших пережить уход ключевого участника

Найти замену казавшемуся незаменимым фронтмену или гитаристу удавалось по-разному, а некоторые группы проходили через это не один раз

13 августа 2025Обсудить
Восставшие из пепла: 10 знаменитых рок-групп, сумевших пережить уход ключевого участника | Источник: ZEN.ZAI via Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:

ZEN.ZAI via Shutterstock/Fotodom.ru

Смерть Оззи Осборна в июле 2025 года поставила крест на группе Black Sabbath. Это тот самый случай, когда возможная замена одного певца знаменитой группы на другого кажется просто кощунственной. Или все не так однозначно? Ведь сами Black Sabbath в прошлом проделывали подобное не раз — многие их альбомы были записаны отнюдь не с Осборном на вокале.

Есть и другие примеры, когда именитые музыкальные коллективы находили в себе силы пережить потерю ключевого участника и продолжать творить. Vokrugsveta.ru собрал десять таких историй.

«Кино» после смерти Виктора Цоя

Когда-то мысль о группе «Кино» без Виктора Цоя казалась невообразимым бредом. Но не всем — еще в конце 1990-х начали ходить слухи о возрождении легендарного коллектива с вокалистом группы «Бекхан» Бекханом Барахоевым. В итоге «киношники» не пошли на этот риск, справедливо рассудив, что никого кроме Цоя за микрофонной стойкой в «Кино» народ не примет.

Виктор Цой с музыкантами группы «Кино», 1986 год | Источник: Joanna Stingray/Getty Images

Виктор Цой с музыкантами группы «Кино», 1986 год

Источник:

Joanna Stingray/Getty Images

И тем не менее, мечта о реинкарнации великой группы продолжала витать в воздухе. В 2012 году к 50-летию Цоя публике был представлен проект «Симфоническое Кино», в рамках которого гитарист группы Юрий Каспарян исполняет инструментальные версии песен «Кино» в сопровождении большого оркестра, под видеоряд, созданный сыном Виктора — Александром. Затея была принята публикой с большим интересом и без всякого предубеждения.

Спустя шесть лет Каспарян и Цой-младший пошли еще дальше: они решили вновь начать концерты «Кино» по новой концепции: оригинальные музыканты — плюс голос Виктора Цоя в фонограмме. Полностью инструментальный состав, впрочем, воссоздать не удалось, так как барабанщик Георгий Гурьянов умер в 2013-м. На сцену стали выходить Каспарян и бас-гитаристы Александр Титов и Игорь Тихомиров (один играл в раннем составе «Кино», а второй в позднем), каждый из которых исполнял басовые партии в «своих» песнях. Их сопровождают барабанщик Олег Шунцов и гитарист Дмитрий Кежватов.

В таком виде группа «Кино» в 2021 году приступила к широкомасштабной гастрольной деятельности. Поскольку песни Цоя давно стали народными, недостатка в покупателях билетов не оказалось. Приобретают их и «олды», успевшие застать живого Цоя, и молодежь, изначально не имевшая шанса увидеть эту группу живьем.

Многие пошли на концерты возрожденного «Кино» со скептическим настроем, а выходили с них, сильно изменив мнение к лучшему. Концепция шоу оказалась хорошо продумана. Ни Каспарян, ни Тихомиров, ни Титов не тянут одеяло на себя, не пытаются изображать фронтмена — все четко делают совместную работу, все по очереди разговаривают с публикой.

Музыканты играют песни близко к студийным оригиналам, но совершенно не опасаясь при случае слегка менять сакральные мелодии и аранжировки. Голос Цоя, звучащий в записи, великолепно очищен, все слова абсолютно разборчивы. Хотя, по большому счету, практически любой в зале и так знает слова этих песен наизусть. По заднику пускают видеоряд, состоящий из архивных фото- и видеосъемок Виктора Цоя с группой и современной анимации, в том числе по мотивам подростковых рисунков самого Цоя.

Песня «В наших глазах» на концерте группы «Кино», 2024 год (Группа КИНО / YouTube)

На концертах других групп публика в большинстве своем подпевает четырем-пяти самым раскрученным песням и сдержанно встречает остальные. Здесь же не так — бурный восторг встречает абсолютно все композиции. Тут еще раз начинаешь осознавать феномен группы «Кино», создавшей огромное количество ярчайших вещей, которые сохраняют свежесть и актуальность по сей день.

AC/DC без Бона Скотта

Когда 19 февраля 1980 года 33-летний певец Бон Скотт был обнаружен мертвым в машине своего знакомого — захлебнулся рвотными массами в пьяном сне — то мало кто поначалу сомневался, что это конец его группы AC/DC. Ведь нахальный фальцет Скотта был визитной карточкой группы, равно как и похабная песенная лирика его авторства.

Группа AC/DC, 1979 год | Источник: Atlantic Records/Michael Ochs Archives/Getty Images

Группа AC/DC, 1979 год

Источник:

Atlantic Records/Michael Ochs Archives/Getty Images

Внезапная смерть Скотта стала для музыкантов группы двойным ударом. С одной стороны, они потеряли друга и коллегу. С другой — братья Янги и их сподвижники испытывали не только горе, но и острейшую досаду. Ведь наконец-то начал давать плоды их многолетний усердный труд: вышедший за полгода до гибели вокалиста альбом Highway to Hell завоевал высокие места в чартах, резко расширил аудиторию группы и вплотную приблизил AC/DC к суперзвездному статусу.

Музыканты собирались закрепить этот успех следующим альбомом и уже приступили к работе над ним, но гибель Бона Скотта, казалось, похоронила и всю группу. И в самом деле, AC/DC задумались было о том, чтобы разойтись…

Немного подумав, музыканты решили попытаться продолжить работу с новым певцом — тем более, что такое пожелание высказали и родители Скотта. Начали перебирать вокалистов: всего на примете оказалось семь кандидатур. В конце концов, AC/DC сделали выбор в пользу участника глэм-хардовой группы Geordie Брайана Джонсона, лучше всех показавшего себя на прослушиваниях. Как позднее вспоминал гитарист Ангус Янг, этот выбор был предопределен и тем, что в свое время и сам Скотт хвалил пение Джонсона.

29 марта 1980 года лидер группы Малкольм Янг предложил Джонсону место в AC/DC. Поскольку дела Geordie шли не слишком хорошо, Джонсон принял предложение и 1 апреля официально был объявлен солистом AC/DC.

С Джонсоном группа завершила работу над песнями для своего нового альбома Back in Black, который вышел 25 июля и стал не просто популярным — со временем он оказался в десятке самых продаваемых альбомов всех времен! Синглы с альбома — Hells Bells, You Shook Me All Night Long, Rock and Roll Ain’t Noise Pollution и заглавный трек — превратились в суперхиты.

Песня Hells Bells с альбома Back I Black (AC/DC / YouTube)

Обновленные AC/DC блистательно доказали свое право на жизнь, а Брайан Джонсон поет в группе и по сей день.

Black Sabbath в отсутствие Оззи Осборна

27 апреля 1979 года гитарист Тони Айомми велел барабанщику Биллу Уорду передать вокалисту Оззи Осборну, что тот уволен из их общей группы Black Sabbath. На тот момент Осборн погряз в пьянстве, наркомании и лени: он не испытывал никакого желания работать над новым альбомом группы, отчего Айомми, когда его терпение окончательно лопнуло, вышвырнул коллегу.

Группа Black Sabbath, 1970 год | Источник: UtCon Collection via Legion Media

Группа Black Sabbath, 1970 год

Источник:

UtCon Collection via Legion Media

На тот момент на примете у Тони уже был Ронни Джеймс Дио, бывший певец группы Rainbow. Вокальные данные Дио настолько впечатлили Айомми, что он воспылал желанием с ним поработать. Дио дал согласие, но очень многие восприняли эту затею скептически, ведь группа целиком и полностью ассоциировалась со своим первым вокалистом, с его гнусавым голосом, так хорошо ложившимся на ее мрачную музыку. Неверие в успех обновленной версии коллектива было столь сильным, что об уходе сообщил и басист Гизер Батлер.

Айомми и Дио, однако, взялись за работу — и как вспоминал впоследствии Тони, это для него оказались дни настоящего творческого счастья. Осборн с его ограниченными певческими возможностями просто копировал мелодию, в то время как Ронни любил петь «вокруг» риффа, а не с ним. Дио придумывал вокальную мелодию, которая отличалась от аккомпанемента, что и открыло перед Айомми новые возможности в сочинении песен.

Ронни писал неплохую песенную лирику — его тексты были очень фэнтезийными: магия, драконы, колдуны, разного рода необычные метафоры. Наконец, Дио элементарно знал музыкальную грамоту, в то время как Осборн вообще в нотах не разбирался.

Как вспоминал Айомми, с Дио группа стала более профессиональной. «С годами мы, возможно, немного обленились и слишком полагались на то, что мы уже освоили, а Ронни бросал нам новые вызовы. Таким образом мы снова были больше, чем группой: мы сплотились, стараясь защитить команду, защитить то, что у нас было», — рассказывал вокалист. В группу вернулся Батлер при участии которого на свет появился девятый альбом Black Sabbath — Heaven and Hell.

Выход этого альбома 18 апреля 1980 года произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Отбросив свои былые увлечения блюзом и прог-роком, Black Sabbath заиграли чистый, как слеза, хеви-метал. Собственно, Heaven and Hell и стал одним из первых образчиков нарождающегося жанра, его эталоном. Все восемь песен альбома оказались просто великолепны — и фанаты рок-музыки начали сметать пластинку с прилавков.

Песня Die Young с альбома Heaven and Hell (Lola Lupino / YouTube)

Вопрос о дееспособности Black Sabbath без Осборна был снят. Несколько сложнее оказалось на гастролях, на которые группа поехала в поддержку своей новой работы. Поначалу публика громко требовала «Оззи!», а в Дио летели бутылки. Но новый фронтмен своей искренностью, харизмой, энергией и благожелательностью со временем сумел завоевать публику — фанаты приняли и полюбили новый состав Black Sabbath.

Увы, Дио, записав с Black Sabbath всего лишь еще один альбом, Mob Rules, рассорился с Айомми и Батлером — и в 1982-м ушел из группы. На следующие пятнадцать лет в Black Sabbath воцарилась чехарда: партии вокала на альбомах этих бурных лет записывали знаменитый Иэн Гиллан из Deep Purple, Гленн Хьюз, Тони Мартин, ненадолго возвращавшийся Дио. В конце концов, Black Sabbath воссоединились с Осборном.

«Ария»: есть жизнь и без Кипелова

Дата 5 марта 2002 года стала траурной для многочисленных поклонников «Арии», флагмана отечественного хеви-метала. В этот день было объявлено, что бессменный на тот момент вокалист группы Валерий Кипелов отказался участвовать в записи следующего альбома коллектива. Музыканты сообщили, что до 31 августа отыграют прощальные концерты, а дальше каждый пойдет своим путем.

Афиша концерта «Арии», 1987 год | Источник: Соцсети

Афиша концерта «Арии», 1987 год

Источник:

Соцсети

Известие вызвало шок и непонимание, ибо казалось совершенно нелогичным. Ведь на тот момент «Ария» сумела поймать вторую мощную волну популярности — после затянувшегося на большую часть 1990-х периода упадка и забвения. Песни группы вновь становились хитами — причем не только на специализированных рок-радиостанциях, а вообще. Публика опять, как и в конце 1980-х, толпами ломилась на их концерты. Так зачем же расходиться? Но Валерий Александрович так и не передумал.

Прощальный тур сопровождался огромным ажиотажем — всем хотелось успеть увидеть легенду до того, как она закончится. Апофеозом этих проводов стали концерты «Классическая Ария», в ходе которых группа исполняла свои композиции совместно с симфоническим оркестром «Глобалис». Финальное выступление, получившее название «Судный день», состоялось 31 августа 2002 года в «Лужниках». После этого Кипелов ушел создавать сольный проект, прихватив с собой гитариста Сергея Терентьева и барабанщика Александра Манякина.

Начали ходить слухи, что оставшиеся в «Арии» гитарист Владимир Холстинин и басист Виталий Дубинин создадут новую группу. Уже даже было известно ее имя — «Химера», по названию последнего альбома «Арии» с Кипеловым. Это казалось абсолютно логичным, ведь имя «Ария» намертво ассоциировалось с ее звонкоголосым вокалистом. Но Холстинин и Дубинин предприняли неожиданный ход, вызвавший поначалу массовое негодование: они объявили, что набирают новый состав именно группы «Ария»!

На самом деле, основания у такого поступка были веские. Ведь Дубинин и Холстинин писали львиную долю материала группы: узнаваемая, яркая и красивая музыка группы — в первую очередь, их заслуга.

Новый состав «Арии» был представлен публике 9 ноября 2002 года. В него были приглашены прежний «арийский» барабанщик Максим Удалов, игравший на знаменитом их альбоме «Герой асфальта» (1987), и бывший гитарист группы «Мастер» Сергей Попов — оба музыканты опытные и компетентные.

Слабым звеном изначально представлялся вокалист, ибо заменить Валерия Кипелова казалось невозможным. И когда стало известно, что вместо Кипелова будет теперь Артур «Беркут» Михеев, когда-то певший в полузабытой к тому времени арт-роковой группе «Автограф», скептицизм усилился.

А дальше «Ария» стала наносить удары по скептикам — один за другим. Во-первых, в декабре 2002-го состоялись первые концерты обновленного состава. Во-вторых, 5 декабря вышел сингл «Колизей», а в мае 2003-го — и полноформатный альбом «Крещение огнем». И оказалось, что новая «Ария» вполне дееспособна, а Беркут — очень сильный вокалист и к тому же, в отличие от Кипелова, прирожденный шоумен.

Артур Михеев на концерте «Арии», апрель 2008 года | Источник: Jack Shadow, CC BY 2.0, via Flickr

Артур Михеев на концерте «Арии», апрель 2008 года

Источник:

Jack Shadow, CC BY 2.0, via Flickr

Новый материал тоже оказался выше всяких похвал. В отличие от не совсем удачной блюзоподобной «Химеры», рассыпающейся на отдельные песни, «Крещение огнем», воспринимается, как удар боксерской перчаткой в лицо. Все песни альбома 2003 года жесткие, хитовые и запоминающиеся — Холстинин и Дубинин, понимая важность момента, выложились на двести процентов, выдав самые сильные вещи с 1991 года, когда вышел альбом «Кровь за кровь» и поныне считающийся образцовым у «Арии».

На новую высоту взлетело и концертное шоу — по его масштабности и изобретательности на тот момент никто другой с отечественной рок-сцены переплюнуть «Арию» не мог. Да, конечно, осталась большая фракция недовольных, но как они ни ворчали, а билеты и диски исправно раскупали…

Песня «Твой новый мир» с альбома «Крещение огнем» (AriaRussia / YouTube)

Прошло восемь лет — и в 2011 году в «Арии» снова поменялся фронтмен. Беркута, к которому все уже привыкли, заменили на Михаила Житнякова, «молодого клона Кипелова», как говорили тогда. И снова были крики возмущения, требования «вернуть хотя бы Беркута, если не получается вернуть Кипелова». Но мало-помалу привыкли и к Житнякову…

Deep Purple: вырвавшиеся из-под гнета Ричи Блэкмора

30 октября 1993 года гитарист Ричи Блэкмор сообщил коллегам по Deep Purple, что устал от группы и покинет ее после шоу в Хельсинки 17 ноября. Поскольку уже были запланированы гастроли в Японии, Блэкмор попросту разорвал свою японскую визу. Ряд концертов пришлось отменять — в том числе уже запланированное выступление на стадионе «Олимпийский» в Москве.

Концерт Deep Purple в Брюсселе, 2 ноября 1993 года | Источник: Goedefroit Music/Getty Images

Концерт Deep Purple в Брюсселе, 2 ноября 1993 года

Источник:

Goedefroit Music/Getty Images

С одной стороны, поступок импульсивного Блэкмора не стал для музыкантов Deep Purple неожиданностью. Все последние годы он враждовал с вокалистом Иэном Гилланом — и эта вражда становилась совсем уж непримиримой. С другой — музыка Deep Purple во многом ассоциировалась именно с Блэкмором, заслуженно входящим в число величайших гитаристов всех времен. Поскольку Ричи в Deep Purple был главной творческой силой, все вокруг, да и он сам, думали, что без него группа развалится.

Но получилось наоборот — своим уходом Блэкмор не развалил, а спас группу. В последние годы существования Deep Purple в классическом составе в группе царила невыносимая конфликтная атмосфера: Ричи, диктатор по характеру, жил по принципу — будет или по-моему, или никак. После его ухода остальная четверка вздохнула свободно: вернулся полузабытый с начала 1970-х дух совместного свободного творчества.

Deep Purple приступили к поиску нового музыканта. Именитый Джо Сатриани помог группе сыграть те самые японские концерты, но он был связан контрактными обязательствами, и на постоянную работу Deep Purple взяли Стива Морса — умелого и опытного мастера, бывшего участника коллективов Dixie Dregs и Kansas. В феврале 1996 года новый состав Deep Purple представил на суд публики свою первую работу — альбом Purpendicular.

Этот лонгплей наглядно показал, что на планете Deep Purple есть жизнь и без Ричи Блэкмора. Многие даже считают его лучшей работой группы с 1984 года, когда она возродилась после восьмилетнего небытия с альбомом Perfect Strangers.

Песня The Aviator с альбома Purpendicular (/ YouTube)

Purpendicular и похож, и не похож на классические работы Deep Purple. В нем вновь чувствуется выветрившееся у группы впоследствии настроение беззаботных 1970-х: в этих песнях много «воздуха», они «дышат». Над пластинкой совместно работали спокойные и расслабленные люди, а не капризный тиран с четверкой своих подмастерьев. Все песни по-своему красивы и оригинальны — даже странно, что группе, которой на тот момент было уже без малого тридцать лет, удалось записать столь свежий и стилистически разнообразный материал, да еще и без своего прежнего лидера.

Uriah Heep без волшебника Кена Хенсли

Долгое время было так: произносим Uriah Heep — вспоминаем Кена Хенсли. Собственно говоря, Кен был синонимом Uriah Heep вполне заслуженно. Придя в 1969-м в никому не известную молодую группу и взяв в ней по праву своего таланта бесспорное лидерство, Хенсли всего за несколько лет сделал «хипов» мировыми знаменитостями.

Группа Uriah Heep, 1979 год | Источник: Fin Costello/Redferns via Getty Images

Группа Uriah Heep, 1979 год

Источник:

Fin Costello/Redferns via Getty Images

Тогда звезды сошлись в счастливом альянсе: композиторский и исполнительский дар Кена, волшебный голос и харизма певца Дэвида Байрона породили в прямом смысле магическую музыку, целый волшебный мир, населенный добрыми волшебниками и мудрецами, коварными колдунами, радужными демонами, путешественниками во времени, романтичными цыганками, загадочными леди в черном.

На протяжении 1970-х Uriah Heep выпустили тринадцать альбомов, по праву вошедших в бриллиантовый фонд классической рок-музыки. Львиную долю материала на них написал именно Кен — и он же сам и спел многие песни. Хенсли умел сочинять невероятно красивые, запоминающиеся мелодии, которые «раскрашивал» характерным звуком своего хаммонд-органа. У него была своя неповторимая манера игры, благодаря которой его ни с кем не спутаешь — некоторые сравнивали ее с танцем дервиша.

Однако карьеру Хенсли пустило под откос его раздутое эго, фактически развалившее классический состав Uriah Heep. Сначала Кен уволил ставшего жертвой клинического алкоголизма Байрона (певец с волшебным голосом умер в 1985-м в возрасте 38-ми лет), а в сентябре 1980-го, окончательно разругавшись с коллегами, ушел из группы и сам.

Собственно, говоря, «юрики» сначала и сами не верили в свой успех без Хенсли — и после того, как гитарист Мик Бокс безуспешно попытался вернуть в состав Байрона, группа прекратила свою деятельность. Отец-основатель Uriah Heep Бокс ушел в запой. Однако, пережив период пьянства и острой жалости к себе, он решил попытаться восстановить дело своей жизни.

Боксу улыбнулась удача: Мик узнал, что Шэрон Арден, менеджер Оззи Осборна, уволила из его группы басиста Боба Дэйсли и барабанщика Ли Керслейка, работавших над двумя первыми и исключительно успешными сольными альбомами Оззи. Мик тут же пригласил обоих в Uriah Heep. Замечательного барабанщика Ли Керслейка, который уже играл в Heep с 1971-го по 1979 гг., Бокс прекрасно знал. Великолепным приобретением оказался и Дэйсли — не только исключительно компетентный басист, но и одаренный автор песен.

Доукомплектовав состав двумя малоизвестными на тот момент музыкантами — вокалистом Питером Голби и клавишником Джоном Синклером — обновленные Uriah Heep удалились творить. Abominog — четырнадцатый студийный альбом Uriah Heep и первый без Кена Хенсли, вышел в апреле 1982-го. Он получил высокую оценку критиков и имел коммерческий успех, который был достигнут отчасти благодаря тому, что группа переосмыслила свое звучание, придав ему, как выражались критики, «характер, более соответствующий эпохе поп-метала».

Abominog — работа, в которой Uriah Heep переизобрели себя. При Хенсли творчество группы являло собой положенное на ноты фэнтези, музыкальный аналог Джона Толкина и Клайва Льюиса. В лучшие свои годы команда играла невероятно красивый, добрый и в то же время довольно сложный хард-н-арт, при прослушивании которого в воображении встают колдовские иллюзии, сказочные замки и мудрые волшебники.

Песня Chasing Shadows с альбома Abominog (Marianné / YouTube)

Однако такие мелодии умел сочинять только Хенсли. Оставшись без него, Uriah Heep взяли курс на музыку, востребованную на только родившемся тогда MTV и на мейнстримных радиостанциях — энергичный упрощенный и облегченный рок, который могут слушать даже домохозяйки. Этот стиль называли мелодик-рок, он же AOR (Adult Oriented Rock).

Поскольку Бокс и его коллеги еще чувствовали себя неуверенно при сочинении такого материала, четыре из десяти композиций на альбоме написали посторонние авторы. Однако этот подход оправдался: Abominog стал очень успешен, а песни On the Rebound и That’s the Way That It Is оказались хитами в США. В общем, альбом заложил фундамент постхенслиевской эпохи Heep, тянущейся и по сей день. Группа до сих пор в строю, выступает и записывается — хотя из состава, создавшего Abominog, в ней на сегодняшний день остался один только Мик Бокс.

«Браво»: оказывается, можно заменить и Агузарову, и Сюткина

Группа «Браво» с успехом проделывала этот рискованный трюк — смену звездного вокалиста — дважды. Проделывала оба раза, само собой, не от хорошей жизни. В 1988 году «Браво» покинула Жанна Агузарова, с которой группа впервые пришла к успеху — и на замену ей лидер коллектива Евгений Хавтан опробовал сначала Анну Салмину, затем Татьяну Рузаеву, потом Евгения Осина и, наконец, Ирину Епифанову.

Все четверо в коллективе по разным причинам не закрепились, но, наконец-то, в 1990-м «Браво» повезло — вакансию вокалиста заполнил Валерий Сюткин, экс-певец групп «Телефон» и «Зодчие».

Сюткин, который не только шикарно пел, но и играл на гитаре и сочинял отличные песни, оказался настоящей находкой. Альбом с его участием «Стиляги из Москвы» (1991) стал самой на тот момент успешной и продаваемой работой в истории группы, а песни «Вася», «Король Оранжевое Лето», «Мне грустно и легко», «Я то, что надо» и «Добрый вечер, Москва» прогремели на весь тогда еще Советский Союз.

Обложка альбома «Стиляги из Москвы» (1991) | Источник: ru.wikipedia.org

Обложка альбома «Стиляги из Москвы» (1991)

Источник:

ru.wikipedia.org

Записав с «Браво» еще два столь же успешных диска «Московский бит» (1993) и «Дорога в облака» (1994), Сюткин в 1995-м ушел строить сольную карьеру, а группа вновь оказалась у разбитого корыта. Памятуя, каких мучений в прошлый раз стоил поиск вокалиста, Хавтан впал было в меланхолию, но на этот раз вопрос решился неожиданно быстро: место Сюткина занял Роберт Ленц, который пробовался в «Браво» еще в конце 1980-х, но тогда выбор был сделан в пользу Осина.

Обновленная группа села за запись альбома «На перекрестках весны», ознаменовавшего серьезный стилистический поворот. Если при Агузаровой и Сюткине «Браво» придерживались рокабилли, твиста, бита и свинга, то в эпоху Ленца курс был взят на поп-рок.

Однако поскольку смена стиля никак не повлияла на качество песен, «На перекрестках весны» оказался крайне успешен. В 1996 году песни «Этот город», «Если бы на Марсе», «Останься еще на час», «Это за окном рассвет», «Жар-птица», «Там, где сбываются сны», «Кто знает?», «До свидания» и «Ветер знает» (то есть, почти все песни с альбома!) звучали практически отовсюду. Фанаты перестали вздыхать об Агузаровой и Сюткине, а Роберт Ленц поет в «Браво» и по сей день.

Песня «Если бы на Марсе» с альбома «На перекрестках весны» (Браво / YouTube)

Pink Floyd: выжили и без Роджера Уотерса

Басист и вокалист Роджер Уотерс не зря называл себя Mr. Pink Floyd. С тех пор как молодую группу психоделического рока оставил ее первый лидер Сид Барретт, Уотерс, занявший его место, в течение пятнадцати лет железной рукой вел корабль Pink Floyd по намеченному им курсу. И в том, что за эти годы «флойды» из коллектива, широко известного в узких кругах, превратились едва ли не в главных звезд мирового рока, гигантская заслуга именно Уотерса — автора почти всей песенной лирики, доброй доли музыки и концепций самых успешных альбомов.

Концерт группы Pink Floyd в Лос-Анджелесе, 1975 год | Источник: Michael Ochs Archives/Getty Images

Концерт группы Pink Floyd в Лос-Анджелесе, 1975 год

Источник:

Michael Ochs Archives/Getty Images

Но после того, как Роджер, решив, что группа себя исчерпала, объявил в 1985 году об уходе из Pink Floyd, гитарист-вокалист Дэвид Гилмор и барабанщик Ник Мейсон решили продолжать без него. Этим они вызвали гнев Уотерса — бывшие коллеги начали между собой долгие некрасивые баталии, выясняя отношения через суд и поливая грязью друг друга в прессе.

Одновременно Гилмор и Уотерс сели за сочинение и запись тринадцатого по счету студийного альбома Pink Floyd. В помощь к себе они пригласили еще одного «флойдовца» Ричарда Райта, уволенного по настоянию Уотерса из группы в 1979-м, опытного продюсера Боба Эзрина, работавшего вместе с Pink Floyd над самым их амбициозным альбомом The Wall (1979), и еще шестнадцать опытных музыкантов-сессионщиков, многие из которых внесли в альбом не только исполнительский, но и сочинительский вклад.

Поклонники затаили дыхание — не верилось, что даже такая орава сможет совместно наваять вещи, сколько-нибудь близкие по уровню к тому, что создавал Уотерс. Но когда в сентябре 1987-го альбом A Momentary Lapse of Reason оказался в распоряжении слушателей, раздался всеобщий вздох облегчения — это работа звучала, что называется, «на уровне».

 «Кратковременное умопомрачение» укомплектовано одиннадцатью изумительными композициями, которые ничуть не посрамили славное имя группы: мелодика, глубина, атмосферность — всё на высоте. Слушатели пришли в восторг, а единственным недовольным оказался Роджер Уотерс, назвавший новую версию группы Facsimile Floyd («Копия Floyd»). Он доказывал, что это теперь не настоящая группа, а суррогат с большим количеством помощников со стороны, а сами Гилмор, Райт и Мейсон, дескать, не способны сочинить ничего путного.

Песня Learning to Fly с альбома A Momentary Lapse of Reason (CÉSAR PÉREZ / YouTube)

Альбом самого Уотерса Radio K.A.O.S., вышедший в том же 1987-м, звучал значительно бледнее, нежели A Momentary Lapse of Reason — тексты традиционно были на высоте, а вот музыка до них не дотягивала. Так и выяснилось, что Гилмор, Райт и Мейсон все же являлись чем-то большим, нежели «подмастерьями при гении», как их тогда воспринимало большинство.

Точку в этом споре поставил слушатель — когда трио Pink Floyd и Уотерс отправились в свои концертные туры. Если на Pink Floyd публика ломилась, заполняя стадионы (они посетили тогда и Москву: слушатели битком забили «Олимпийский»), то Роджер играл в полупустых залах.

В 1994 году Гилмор, Мейсон и Райт выпустили очередной альбом Pink Floyd — The Division Bell. На нем они подтвердили свою творческую состоятельность, ибо на сей раз сессионщики привлекались по минимуму. К сожалению, после тура, отыгранного в поддержку Division Bell, группа фактически и прекратилась — музыканты разошлись и занялись собственными делами.

Однако в 2005-м четверка Гилмор-Уотерс-Райт-Мейсон воссоединилась ради короткого выступления в лондонском Гайд-парке в рамках благотворительного концерта Live 8. Впрочем, отношения Гилмора и Уотерса, главных антагонистов, лучше к тому времени не стали, так что в мировое турне, в которое их активно заманивали, «флойды» не поехали.

В 2008 году умер Рик Райт — надгробным памятником ему стал последний альбом группы The Endless River (2014), который Гилмор и Мейсон собрали из их общих с Райтом записей…

«Эпидемия» без Максима Самосвата

Когда 25 октября 2010 года разнеслась весть о том, что московскую пауэр-метал-группу «Эпидемия» покидает вокалист Максим Самосват, многочисленные поклонники этого коллектива испытали мощнейшую фрустрацию. Самосват пел в «Эпидемии» с 2000-го — и во многом его стараниями она превратилась из малоизвестного подвального коллектива в одну из главных групп русского метала, уступавшую в своем жанре по известности лишь самой «Арии».

Концерт «Эпидемии» в Калуге, 2009 год | Источник: vk.com/epidemiaru

Концерт «Эпидемии» в Калуге, 2009 год

Источник:

vk.com/epidemiaru

С Самосватом «Эпидемия» записала пять студийных альбомов (в том числе две части прогремевшей на всю Россию концептуальной метал-оперы «Эльфийская рукопись»), переместилась из маленьких клубов на большие площадки. Неудивительно, что после ухода Самосвата поклонники стали хоронить «Эпидемию».

Однако в составе группы остался автор большей части ее песенного материала — Юрий Мелисов. Новым же вокалистом взяли Евгения Егорова, бывшего артиста труппы Московского театра музыки и драмы Стаса Намина, ранее исполнявшего некоторые гостевые партии на «Эльфийской рукописи».

И хотя фанаты ворчали, что голосу Егорова недостает глубины и брутальности, «Эпидемия» вполне восстановилась. Доказательством тому стала, в частности, вышедшая в 2014 году третья часть «Эльфийской рукописи» — «Сокровище Энии», которую некоторые сочли едва ли не лучшей в трилогии.

Песня «Стены моей цитадели» с альбома «Сокровище Энии» (Эпидемия / YouTube)

С Егоровым «Эпидемия» здравствует уже почти пятнадцать лет, стабильно поддерживая свой высокий статус. А вот Максим Самосват, от которого ждали великих дел, как-то ушел в тень и почти полностью «завязал» с певческой карьерой, посвятив себя звукорежиссуре и продюсированию. Сам он объяснил это усталостью и выгоранием…

Queen: если Фредди Меркьюри заменить нельзя, но очень хочется

«Это конец. Нет смысла продолжать, заменить Фредди невозможно», — такие слова сказал гитаристу Брайану Мэю и барабанщику Роджеру Тейлору басист Джон Дикон, покидая их общую группу Queen. Дикон оставался в группе лишь до тех пор, пока нужно было доделать незавершенные дела умершего в 1991-м Фредди Меркьюри.

Группа Queen, 1986 год | Источник: Dave Hogan/Getty Images

Группа Queen, 1986 год

Источник:

Dave Hogan/Getty Images

Главным из таких дел стало завершение и выпуск в 1995 году альбома Made In Heaven, над которым Queen начали работать еще при живом Меркьюри, успевшем записать для него партии вокала. В 1997-м оставшаяся троица Queen выпустила поминальный сингл No-One but You (Only the Good Die Young). Это единственная песня, записанная группой после смерти Фредди без привлечения других артистов — именно после ее выхода Дикон и сообщил, что уходит.

Cингл Queen No-One but You (Only the Good Die Young) (Queen Official / YouTube)

Джона решительно не устраивало, что его коллеги, рассматривавшие Queen как главное дело своей жизни, начали подумывать о том, чтобы продолжить деятельность группы с новым вокалистом. Саму мысль о замене столь уникального артиста и человека, как Фредди, Дикон считал святотатственной.

К тому моменту Queen имели разовые опыты сотрудничества с Элтоном Джоном, Джорджем Майклом, Лизой Стэнсфилд и другими певцами — но все эти попытки казались бас-гитаристу очень далекими от истинного духа Queen. Уходя из коллектива, он наверняка думал, что Мэй и Тейлор, чья легитимность в качестве Queen, когда они остались вдвоем, снизилась еще больше, оставят имя великой группы в покое.

Но этого не произошло. Брайан и Роджер, привыкшие работать вместе со времен существовавшей в конце 1960-х группы Smile, отнюдь не отказались от славного имени. Для начала они положили глаз на Робби Уильямса, пребывавшего тогда на пике популярности, и в 2001 году перезаписали с ним для фильма «История рыцаря» стародавний суперхит Queen — We Are Champions. Но Робби не захотел идти в Queen, где ему пришлось бы пытаться влезть в шкуру Меркьюри на постоянной основе — у него и так все было хорошо.

Спустя некоторое время Мэй и Тейлор сумели рекрутировать Пола Роджерса — хорошего блюзового певца, экс-участника групп Free и Bad Company. Роджерс был рок-звездой второго ряда — достаточно известный и уважаемый, но никогда не мечтавший и о доле той сумасшедшей популярности, которой обладали Queen. Также группа наняла ещё нескольких сессионных музыкантов, одним из которых был клавишник Спайк Эдни, подыгрывавший Queen на концертах еще в 1980-х, и поехала в мировое турне Return Of The Champions.

Турне это прошло с огромным успехом. Слушатели рассуждали, что, мол, Меркьюри все равно не вернешь, а возможность вживую услышать обожаемые песни в исполнении их создателей — бесценна. В целом Роджерс, хотя его голос совсем не похож на фееричный вокал Меркьюри, показал себя в качестве «фреддизаменителя» неплохо. К тому же шоу оказалось выстроено грамотно и очень красиво: упор был сделан на разные чувствительные ностальгические нюансы, вроде появления в кульминационные моменты огромного поющего Фредди на экранах — и глаза слушателей влажнели…

Все было бы хорошо, не приди в голову новоявленным компаньонам записать студийный альбом The Cosmos Rocks под шапкой Queen + Paul Rodgers. Этот диск, вышедший в 2008 году, стал большим разочарованием. В принципе, это добротная, хотя и неяркая работа, которая не заслуживает доставшейся ей критики — единственная проблема заключается в том, что дух настоящих Queen здесь почти отсутствует. Обычный блюз-хард-рок в духе предыдущих групп Роджерса…

Песня Cosmos Rockin' c альбома The Cosmos Rocks (patrice067974 / YouTube)

Так окончательно стало понятно, что если на концерте Фредди, хоть и с трудом, но можно заменить, то в качестве сочинителя и вокалиста в студии — никогда!

Впоследствии Мэй и Тейлор расстались с Роджерсом и возобновили гастрольную деятельность с певцом Адамом Ламбертом, впервые увиденным ими в реалити-шоу American Idol. Голосовые возможности Ламберта позволяют ему воспроизводить партии Меркьюри более аутентично, чем Роджерсу. А вот от записи нового альбома группа Queen благоразумно воздерживается.

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА