Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Верещагин, уходи с баркаса!»: где и как снимали фильм «Белое солнце пустыни»

Всенародно любимая лента о приключениях красноармейца Сухова рождалась в муках и могла вовсе не выйти на экраны

7 мая 20251

Фильм «Белое солнце пустыни», премьера которого состоялась в 1970 году, можно с полным правом включить в список культового советского кино. Лента о красноармейце Сухове сразу же разошлась на цитаты и считается образцом истерна — советского ответа вестернам и другим западным приключенческим фильмам. В этом материале Vokrugsveta.ru рассказывает, где и как снимали фильм «Белое солнце пустыни».

«Верещагин, уходи с баркаса!»: где и как снимали фильм «Белое солнце пустыни» | Источник: kinopoisk.ru
Источник:

kinopoisk.ru

Краткое содержание фильма

По сюжету фильма опытный красноармеец Федор Сухов (Анатолий Кузнецов), прошедший недавно закончившуюся Гражданскую войну, бредет вдоль восточного берега Каспийского моря, возвращаясь домой к ненаглядной жене Катерине Матвеевне (Галина Лучай). Однако советская власть в этих местах еще не утвердилась — в окрестностях промышляют басмачи, которые не собираются мириться с новыми порядками.

«Верещагин, уходи с баркаса!»: где и как снимали фильм «Белое солнце пустыни» | Источник: kinopoisk.ru
Источник:

kinopoisk.ru

По пути Сухов спасает Саида (Спартак Мишулин), которого оставил в пустыне умирать под палящим солнцем бандит Джавдет, а затем на голову красноармейцу сваливается гарем Черного Абдуллы (Кахи Кавсадзе) — опасного главаря крупной банды басмачей. Сухов должен сопроводить девять жен Абдуллы в поселок Педжент, но это задание смертельно опасно, ведь главный басмач намерен вернуть свой гарем. На помощь Сухову приходят Саид и бывший таможенник Верещагин (Павел Луспекаев).

История создания фильма

В 1967-м году на экраны вышла картина «Неуловимые мстители». Ее огромный успех заставил задуматься о съемках продолжения, а также о создании других приключенческих лент, посвященных Гражданской войне. Так, снять фильм о басмачах решили на недавно созданной Экспериментальной творческой киностудии (ЭТК), а стать режиссером ленты предложили Андрею Кончаловскому. Он же вместе с Фридрихом Горенштейном написал первый вариант сценария будущего фильма. В придуманном ими сюжете не было ни гарема, ни товарища Сухова, зато был отряд милиции, пытающийся перейти на сторону басмачей.

Источник: kinopoisk.ru
Источник:

kinopoisk.ru

Этот сценарий не устроил руководство ЭТК, а для его переделки в помощь Кончаловскому были приглашены Рустам Ибрагимбеков и Валентин Ежов. Именно последний предложил идею с брошенным гаремом, положив в основу нового сценария историю, услышанную когда-то от участника Гражданской войны. Тем временем Андрей Кончаловский получил предложение экранизировать роман Тургенева «Дворянское гнездо» и отказался от дальнейшего участия в проекте. В поисках нового режиссера глава ЭТК Григорий Чухрай обращался к Юрию Чулюкину, Витаутасу Жалакявичюсу и даже к Андрею Тарковскому, но никого из них история товарища Сухова не заинтересовала.

В конце концов, режиссером картины стал Владимир Мотыль, который незадолго до этого снял фильм о Великой Отечественной войне «Женя, Женечка и „катюша“». Надо сказать, что Мотыль не был уверен, что фильм с таким сюжетом пройдет цензуру, но Чухрай уговорил его взяться за работу. При этом сценарий был доработан, а рабочее название фильма изменили с «Пустыни» на «Спасите гарем». Вариант «Белое солнце пустыни» впоследствии предложил председатель Госкино Владимир Баскаков.

Где снимали фильм «Белое солнце пустыни»

Съемки фильма начались летом 1968 года. Кое-где можно встретить упоминания, что «Белое солнце пустыни» снимали на Куршской косе в Калининградской области или даже в Крыму, но на самом деле для натурных съемок киногруппа отправилась в Дагестан, Туркменистан и Ленинградскую область.

Место съемок в Ленинградской области

Сцены в которых Федор Сухов вспоминает ждущую его где-то под Самарой «разлюбезную Катерину Матвеевну» и грезит о жизни в деревне с гаремом Абдуллы, снимали в деревне Мистолово Всеволжского района Ленинградской области. Именно с них и началась активная работа над фильмом.

Источник: kinopoisk.ru
Источник:

kinopoisk.ru

Место это Владимир Мотыль обнаружил случайно: однажды он приехал на дачу в Мистолово к композитору Исааку Шварцу, писавшему музыку к фильму, и так впечатлился местными истинно русскими пейзажами, контрастирующими с видами среднеазиатской пустыни, что немедленно решил снимать «самарские» эпизоды именно здесь.

Места съемок в Дагестане

Значительная часть сцен «Белого солнца пустыни» снималась в Дагестане. Например, съемки эпизода с закопанным в песок по шею Саидом проходили на знаменитом бархане Сарыкум, расположенном неподалеку от Махачкалы.

Источник: kinopoisk.ru
Источник:

kinopoisk.ru

В итоговой версии фильма сцена первой встречи Сухова и Саида длится недолго, но снимали ее долго и мучительно. Сначала игравшего роль Саида Спарта Мишулина попробовали закопать в обычную яму, но сухой песок постоянно осыпался вниз с ее краев. Тогда нужный участок пролили водой, раскопали и установили в яме большой деревянный ящик, накрыв его крышкой с дыркой для головы.

Несколько дней подряд Мишулин проводил долгие часы в присыпанном песком ящике, сидя на небольшой табуретке. К съемкам приступали только в районе полудня, а лицо актеру мазали сиропом, чтобы привлечь мух. В перерывах Мишулина кормили и поили, а от палящего солнца прикрывали зонтиком.

Бархан Сарыкум в наши дни | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Бархан Сарыкум в наши дни

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Первая версия сцены вышла слишком реалистичной — по требованию свыше ее пришлось переснимать к великой «радости» Мишулина, которому снова пришлось сидеть в ящике. Сам артист вспоминал, что один раз на него чуть не наступил верблюд, а однажды возле него проползла змея.

Дальнейшие съемки также велись в окрестностях Махачкалы, на побережье Каспийского моря. Специально для этого были возведены декорации, изображающие поселок Педжент и дом таможенника Павла Верещагина.

Дисциплина на съемочной площадке фильма «Белое солнце пустыни» оставляла желать лучшего: актеры и другие члены киногруппы не раз злоупотребляли спиртным и ввязывались в конфликты с местными жителями. Рана на лице Павла Луспекаева в этом кадре — не грим, а результат драки в ресторане накануне съемок сцены на баркасе | Источник: kinopoisk.ru

Дисциплина на съемочной площадке фильма «Белое солнце пустыни» оставляла желать лучшего: актеры и другие члены киногруппы не раз злоупотребляли спиртным и ввязывались в конфликты с местными жителями. Рана на лице Павла Луспекаева в этом кадре — не грим, а результат драки в ресторане накануне съемок сцены на баркасе

Источник:

kinopoisk.ru

Как-то раз в Каспийске у съемочной группы украли часть реквизита. Чтобы вернуть похищенное, режиссер Владимир Мотыль отправился на переговоры с местным криминальным авторитетом, предложив ему взамен эпизодическую роль бандита в красной рубахе, который произносит ставшую крылатой фразу «Абдулла, таможня дает добро». Тот охотно согласился.

Во многих эпизодах актрис, игравших жен Абдуллы и страдавших от жары, подменяли солдаты | Источник: kinopoisk.ru

Во многих эпизодах актрис, игравших жен Абдуллы и страдавших от жары, подменяли солдаты

Источник:

kinopoisk.ru

Экспедиция в Дагестан завершилась в ноябре 1968-го. После этого начались павильонные съемки. Однако Григорий Чухрай забраковал значительную часть отснятого материала. Фильму грозило закрытие, но в итоге было принято решение о внесении в картину изменений и пересъемке многих важных сцен. Чтобы дать будущей ленте второй шанс съемочная группа во главе с едва не отстраненным от дальнейшей работы Владимиром Мотылем отправилась в Туркменистан.

Места съемок в Туркменистане

В Туркмению киношники добрались в мае 1969 года. Съемки здесь в основном велись на руинах древнего поселения Мерв и в его окрестностях, неподалеку от города Байрамали. Правда, незадолго до этого в Туркменистане прошли дожди, поэтому съемочной группе пришлось призвать на помощь солдат — те буквально пропололи пустыню, чтобы в кадр не попала зеленеющая растительность.

Руины Мерва в наши дни | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Руины Мерва в наши дни

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В частности, в Туркменистане переснимали ряд сцен, действие которых разворачивается в Педженте, включая эпизод, в котором банда Абдуллы входит в поселок. Также у фильма изменилась концовка: из нее вырезали эпизод с женами Абдуллы, рыдающими над телом бандита, и сократили сцену, в которой супруга Верещагина Настасья бьется в истерике из-за гибели мужа на взорвавшемся баркасе.

Источник: kinopoisk.ru
Источник:

kinopoisk.ru

Съемки в Туркменистане закончились в июле 1969 года, а спустя пару месяцев фильм был практически готов к премьере. Однако картина опять не устроила начальство, даже после внесения дополнительных изменений. Фильм мог с большой вероятностью лечь на полку, но его буквально спас Леонид Брежнев, попросивший показать ему какое-нибудь новое кино. Генсеку фильм Мотыля очень понравился — именно благодаря ему «Белое солнце пустыни» было решено все-таки выпустить в прокат. Картина быстро полюбилась зрителям и превратилась в своеобразный талисман для советских, а впоследствии и российских космонавтов: по сложившейся традиции, экипажи кораблей «Союз» обязательно смотрят «Белое солнце пустыни» на Байконуре накануне старта.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения