Московское метро хранит в своих стенах подлинные летописи доисторических морей: в мраморной коже станций затаились спирали окаменевших наутилусов, изящные очертания древних кораллов и таинственные следы морских ежей — всё это можно обнаружить прямо под землёй, если знать, куда смотреть, причем невооруженным глазом!
Путешествие в глубины времени
Говорят, появление этой необычной палеонтологической коллекции было делом случая: во время строительства Московского метрополитена плитки не хватало, и камень для облицовки станций завозили из самых разных уголков земли. В итоге при отделке метро было применено около ста различных пород, среди которых особо выделяются мрамор, гранит и известняк. По воспоминаниям начальника строительной конторы по отделочным работам Черкасского, только мрамором планировалось облицевать 22 тысячи квадратных метров.
Самые древние породы, которые встречаются в метро, относятся к докембрию (от образования самой Земли до отметки в 528,8 млрд лет назад) — это впечатляет, но отпечатков каких бы то ни было животных в таких материалах не найти. Нет их, конечно же, и в знаменитом кварците из карельского Шокшинского месторождения (1,8 млрд лет), украшающем пилоны станции «Бауманская».
А вот уральский уфалейский мрамор, которым отделаны интерьеры станций «Лубянка», «Чистые пруды» и «Речной вокзал», рассмотреть в подробностях стоит. Его возраст достигает 3,5 млн лет. Тогда на месте нынешней Сибири располагалось море, населённое разнообразными обитателями: брахиоподами, хиолитами, губками, кораллами и другими представителями древних экосистем. Поэтому на станциях, выложенных уфалейским мрамором, часто можно встретить по-настоящему уникальные окаменелости.
Как правило, в мраморе трудно найти отдельные раковины или другие чёткие окаменелости, ведь он представляет собой спрессованный за миллионы лет монолит. Но если процесс преобразования известняка в мрамор был не завершён полностью, в таком камне сохраняются любопытные остатки древней жизни. Сегодня в подземке столицы можно встретить самые разные ископаемые: фрагменты древних рифов, головы и раковины головоногих, иглокожих, брюхоногих, двустворчатых моллюсков, а иногда и настоящие крупные находки — древние раковины целиком.
«Красносельская»: древние кораллы на колоннах станции
Колонны станции облицованы уникальным камнем — мраморовидным крымским известняком «Биюк-Янкой» насыщенных буро-красных и жёлто-коричневых оттенков (около 160 млн лет). Главная особенность этого материала — изобилие древних окаменелостей. В камне встречаются как одиночные, так и колониальные кораллы, сохранившиеся с мелового периода мезозойской эры. Особого внимания заслуживает одна из колонн, на которой целиком разместился целый древний риф, настолько крупный, что не уместился на одну грань.
Отпечатки и фрагменты этих древнейших морских обитателей можно отыскать также на станциях «Арбатская» и «Аэропорт», а также на Курской — в переходе между Кольцевой и Арбатско-Покровской линиями.
«Добрынинская»: так вот ты какой, наутилус
На станцию «Добрынинская» стоит заглянуть ради самого известного наутилуса московского метро. Это один из лучших сохранившихся образцов древних моллюсков, который можно увидеть в подземке. Раковина впечатляет: её диаметр достигает примерно 9 сантиметров. Найти этого красавца можно возле выхода в город, на стене, отделанной красноватым мраморизованным известняком с белыми карбонатными прожилками из грузинского месторождения Салиете (возраст — около 500 млн лет).
На других станциях тоже встречаются отпечатки наутилусов и аммонитов (например, на «Электрозаводской» и «Площади Ильича»), но зачастую они либо срезаны неудачно, либо смещены или деформированы природными процессами. А на Добрынинской моллюск «препарирован» точно вдоль.
«Парк Победы»: аммониты и белемниты
Стены станции «Парк Победы» облицованы мраморизованным известняком из Центральной и Восточной Европы под названием «Аммонитика Россо». Эта порода возрастом 145 млн лет славна рекордной концентрацией аммонитов — головоногих моллюсков-хищников, которые жили в морях с девонского до конца мелового периода (примерно 400–66 миллионов лет назад). Именно здесь можно встретить самую крупную раковину аммонита в московском метро — диаметром 60 см.
Помимо аммонитов, здесь встречаются также белемниты, или «громовые стрелы», как их ещё называли. Это вымершие головоногие моллюски-хищники, схожие с современными кальмарами. Сегодня в отпечатках на стенах метро (они небольшие — сантиметров по 10) можно увидеть такую особенность их анатомии, как карбонатный ростр — часть внутренней раковины, которой у кальмаров, кстати, нет. При внимательном рассмотрении можно найти экземпляры с повреждённым ростром — возможно, миллионы лет назад им пришлось вступить в борьбу с ещё более крупными морскими хищниками.
«Электрозаводская»: те же и морские ежи с морскими лилиями
Отравляемся на эту станцию за фауной юрского периода. Она отделана разными видами мрамора (возрастом около 154 млн лет): пилоны — светлым прохорово-баландинским, стены вдоль путей и торцевые части платформ — грузинским красным. В структуре мрамора легко разглядеть иглы морских ежей, отдельные элементы морских лилий, а также внушительных по размерам аммонитов — один из них находится прямо над скамейкой, так что его просто найти. Здесь же можно увидеть и два наутилуса, один из которых признан самым крупным во всём московском метро.
Станция буквально заселена маленькими двустворчатыми моллюсками брахиоподами. Если быть наблюдательным, найти брахиопод можно и на других станциях — например, на «Каховской», «Арбатской», «Фрунзенской», «Площади Ильича» и «Краснопресненской». Среди окаменелостей есть и морская улитка-гастропода.
«Библиотека имени Ленина»: гастропод и брахиопод собственной персоной
Знаменитый советский минералог, кристаллограф и геохимик Ферсман, рассказывая об этой станции молодого Московского метро, писал: «…а на лестнице к платформе в красноватом крымском мраморе мы видим окаменелые улитки, ракушки — остатки жизни каких-то древних южных морей, покрывавших много десятков миллионов лет тому назад весь Крым и Кавказ».
И действительно, при спуске на платформу «Библиотеки» с «Боровицкой», сбоку лестницы, на плите светло-коричневого Горовского мрамора можно заметить довольно крупную, до 18 сантиметров в длину, раковину древнего брюхоногого моллюска, какие обитали на Земле ещё в каменоугольном периоде, около 300 миллионов лет назад. А рядом виден и фрагмент распиленной раковины брахиопода. Также гастропод можно поискать в переходе между станциями «Трубная» и «Цветной бульвар».
«Площадь Ильича»: морская кадриль
Эту станцию любители палеонтологии находят одной из самых интересных. Здесь интересно и геологам-любителям — пол вымощен гранитом трёх цветов, путевые стены отделаны белым мрамором «коелга». Но особый интерес вызывают пилоны, облицованные все тем же красным мрамором «салиети», — именно в этом камне особенно часто встречаются окаменелости, в том числе отличные наутилусы, а также и аммониты.
Если присмотреться внимательнее к камню, можно заметить также фрагменты древних кораллов, губок, морских лилий и гастроподов. Встречаются раковины, которые были деформированы ещё до того, как оказались под толщей осадочных пород — по одной из версий, это могли сделать тяжелые животные вроде динозавров, некогда гулявшие по отмелям, или же мощные морские волны.
«Краснопресненская»: губки и наутилоидеи
На станции «Краснопресненская» скрываются следы обитателей древнейших морей — окаменелые губки. Миллионы лет назад они образовывали целые губковые рифы, а в московском метро чаще находят отдельные экземпляры. Кстати, окаменелые губки можно обнаружить и на других станциях — «Первомайской», «Арбатской», «Каширской», «Фрунзенской» и «Электрозаводской».
Салиетинский мрамор, использованный в отделке станции, хранит отпечатки и других уникальных обитателей древних морей — прямораковинных наутилоидеев. Эти моллюски, жившие 145–200 миллионов лет назад, вели донный образ жизни из-за особенностей своего строения и не отличались большой подвижностью. На «Краснопресненской» можно увидеть прекрасно сохранившуюся крупную раковину длиной свыше 10 сантиметров. В морях раннего палеозоя наутилоидеи достигали и нескольких метров. А миниатюрный экземпляр на стене метро — один из последних представителей этой древней группы.