Гитарист-виртуоз и композитор Роман Мирошниченко, работающий в жанрах джаз-фьюжн и прог-рок, относится к немногим современным российским музыкантам, которым удалось добиться признания на Западе. Обладатель множества престижных наград, Мирошниченко с июля 2022 года он является членом американской Национальной академии искусства и науки звукозаписи, обладая правом выдвижения музыкантов на премию «Грэмми». В беседе с Vokrugsveta.ru гитарист рассказал об основных этапах своей карьеры в западном шоу-бизнесе и поделился секретами, знание которых может облегчить молодым музыкантам путь к успеху.
На пути к заграничной мечте
Роман Мирошниченко родился 4 июня 1977 года в Днепропетровской области, а детство провел в Грозном и Москве — его отец-музыкант сезонно работал в грозненском цирке и периодически выезжал на подработку в столицу. Позже семья перебралась в Днепропетровск, где Роман закончил школу и поступил в местный технический вуз. Параллельно одаренный паренёк играл на гитаре и выступал в составе днепропетровского циркового оркестра, организованного его отцом.
В 1999 году Роман отправился в Москву, куда прибыл — в лучших традициях голливудских историй успеха! — буквально с несколькими грошами в кармане. Он сумел обратить на себя внимание: известный джазмен Сергей Манукян порекомендовал Романа продюсеру Юрию Варуму, искавшему тогда гитариста для одного из своих студийных проектов. Мирошниченко начал работать в качестве сессионного музыканта, но он понимал, что, если не хочет всю жизнь прозябать на третьих ролях, упор надо делать на собственное творчество.
В феврале 2000-го Роман собрал джаз-роковое трио RMProject, с которым стал выступать по московским клубам. Их заметили известные джазовые музыканты, отец и сын Леонид и Николай Винцкевичи, давшие RMProject рекомендацию для участия в международном фестивале молодых джазовых музыкантов Tudengi Jazz в Таллине. В 2003-м последовало приглашение отправиться в тур в рамках фестиваля «Джазовая провинция» — Мирошниченко и его коллеги выступили в пятнадцати российских городах. Вслед за этим было выступление в Литве, на музыкальном фестивале, состоявшемся на Куршской косе. Но все это была заграница близкая, можно сказать, привычная.
Прошло несколько лет. Роман активно играл, сочинял музыку, колесил с концертами по постсоветскому пространству, но мечтал об успехе за океаном. Америка казалась страной мечты, а признание тамошней публикой — пределом всего, о чем может грезить музыкант из Старого Света, особенно из России. Роман искал выходы на американский рынок, но, к его удивлению, все случилось как бы само собой.
Однажды ему позвонила продюсер Кимберли Бьеркланд, в свое время работавшая с Эриком Клэптоном, и Шэрон Стоун. Бьеркланд занималась поиском новых талантов и как-то на специализированном музыкантском сайте ей попались записи нескольких авторских инструментальных композиций Романа. Женщина впечатлилась настолько, что разыскала номер Мирошниченко и предложила ему стать его агентом.
Услышав это предложение, Роман отнюдь не восторжествовал, как можно было бы подумать, а преисполнился сначала глубоким недоверием.
— У меня уже был негативный опыт с западным агентом. Я пытался работать с одним менеджером из Канады, которая много наобещала, но ничего не исполнила, — вспоминает Мирошниченко. — Постоянно кормила обещаниями: дескать, вот-вот подпишем контракт с мейджор-лейблом — но время проходило, а ничего не было. Она продолжала компостировать мне мозги, но тут появилась Кимберли и предложила, чтобы мы ей доверились. Я рассказал ей свою ситуацию и она, предприняв кое-какую разведку, сообщила, что та дама из Канады — мелкая аферистка и ничего она нам полезного не сделает. В итоге, я совершил выбор в пользу Кимберли и не пожалел. Для начала она пробила мне эксклюзивные контракты об эндорсменте c производителями гитар и струн Ovation Guitar, PRS Guitars, D’Addario. Это означало, что я перешёл на их продукцию, стал, так сказать, их официальным лицом, а они, в свою очередь, помогали продвигать мое творчество.
Факторы успеха
Начиная с 80-х годов прошлого века советские, а затем и российские джаз-, рок- и поп-музыканты неоднократно пытались пробиться на Западе. Попытки эти в большинстве случаев кончались ничем, ибо их слушателями там оказывались разве что ностальгирующие по родине представители русскоязычных диаспор. В итоге у людей опускались руки и они, «поварившись» в тамошнем соку, начинали говорить, что русскому музыканту добиться успеха в тех же США практически невозможно.
Для подобного пессимизма есть основания — ведь это на редкость музыкальная нация, с молоком матери впитывающая в себя джаз, блюз и рок-н-ролл. Почти каждый второй американец в детстве берет в руки гитару. Многие потом музицируют в свободное от основной работы время, ну а многие становятся профессиональными музыкантами. В результате в Америке порой даже на сценах каких-нибудь придорожных заведений можно встретить мастеров, способных дать фору российским коллегам, выступающим на родине перед многотысячными аудиториями.
— Чтобы хоть как-то пробиться на западной сцене, нужно сочетание трех факторов — таланта, работоспособности и редкой удачи. Ну и без полезных знакомств не обойтись, естественно, — рассказывает Роман. — Мне удача улыбнулась. Однажды я стал участником фестиваля латиноамериканского джаза Rio — Havana — New York, организованного продюсером Вартаном Тонояном. Вартан заметил меня, когда я выступал в культовом московском джаз-клубе «Синяя птица», ныне уже, к сожалению, не существующем. Задуманный им фестиваль проходил на разных площадках, и я целый месяц выступал с одной кубинской группой, играя с ними сальсу. От них я услышал наивысший комплимент — мне сказали, что я исполняю эти вещи ничуть не хуже, чем коренные кубинцы.
На том фестивале Мирошниченко познакомился с американским перкуссионистом Фрэнком Колоном, пуэрториканцем по происхождению. Он много лет проработал с группой The Manhattan Transfer, сотрудничал и со многими другими людьми и обладал обширным кругом знакомств в американском шоу-бизнесе.
— Мы с ним хорошо сыгрались на сцене и нашли общий язык вне ее: издали DVD с записью нашего совместного концерта. И он познакомил меня со своим другом — бразильским продюсером Дэниэлом Фигейредо, дважды лауреатом премии «Латин Грэмми». Тот позвал меня в студийный проект Musical Nation: мы записывали синглы, сбор от продажи которых шёл в фонд ООН по помощи детям ЮНИСЕФ, — вспоминает музыкант.
Участвуя в этой благотворительной акции, Мирошниченко оброс еще рядом полезных знакомств. И в 2009 году он выпустил свой первый студийный альбом Temptation. Работая над ним, музыкант понимал, что не имеет права на ошибку, что его дебютник должен стать выстрелом в «яблочко». Роман постарался выложиться по полной — и как автор, и как исполнитель. В основе этой работы, выполненной в жанре world fusion, — смесь музыкального фольклора, помноженная на джазовую импровизацию, гармоничное сплетение партий акустических и электронных инструментов.
К созданию Temptation Мирошниченко привлек ряд американских и российских музыкантов-сессионнщиков. На альбоме отметились в том числе Фрэнк Колон, Клайв Стивенс из группы Manfred Mann, датский мультиинструменталист Хенрик Андерсен, гитарист Эрнан Ромеро и Дэниел Фигейредо, сыгравший на бас-гитаре.
Результат усилий того стоил — диск удостоился хвалебных рецензий, в том числе от известных критиков. Причем среди тех, кто отозвался о нем добрым словом, оказались и легендарные американские гитаристы Эл Ди Меола и Ларри Кориелл — они назвали скромного российского парня Романа Мирошниченко продолжателем заложенных ими традиций.
В 2010-м агент Мирошниченко Кимберли Бьеркланд по своей инициативе подала трек Unforgiven на соискание престижной американской премии 9th Annual The Independent Music Awards, членами жюри которой были такие известные люди, как Том Уэйтс, Сюзанна Вега, Ли Райтнаур, Дэвид Гарретт. В итоге композиция победила в категории Best World Traditional Song как по версии жюри, так и в зрительском голосовании.
Трек Unforgiven с альбома Temptation в исполнении (слева направо) Чарли Бишарата, Марио Оливареса, Романа Мирошниченко, Доминика Ди Пьяццы и Овера Серрано
Годом позже Temptation был номинирован на лучший альбом года в категории World Beat премии 10th Annual Independent Music Awards. Заглавный трек альбома вошел в топ-25 хит-парада Jazz Downloads крупнейшего джазового ресурса All About Jazz. В январе 2012 года альбом был переиздан на немецком лейбле 7Jazz — с дистрибуцией по странам Европы.
— В ту пору коллеги из России часто приступали ко мне с вопросом — а как ты этого добился? И что делать нам? Я всегда отвечал, что самое главное — иметь на руках качественный, оригинальный материал, доказывающий, что ты не ремесленник, а способен сказать что-то новое в музыке, — делится Роман. — Важно обрести свое уникальное лицо — чтобы тебя узнавали по стилистике, разного рода мелодическим ходам, фразировке. Публика на Западе искушена и придирчива, удивить ее очень трудно.
По его словам, в целях самопродвижения нужно все время подаваться на конкурсы, но только на достойные усилий.
— В США огромное количество музыкальных наград, но лишь пять-шесть из них являются по-настоящему серьезными и значимыми. И даже если у вас на руках хороший, качественный музыкальный материал, с которым вы победили не в одном конкурсе, даже в самом престижном, этим нужно правильно распорядиться, — объясняет Мирошниченко. — Не надо уподобляться пьянице, выигравшему деньги в лотерее и потом их пропившему. Нельзя останавливаться — нужно закреплять первоначальный успех, пахать как вол, выпуская сингл за синглом, альбом за альбомом. Поэтому я пишу альбомы и по сей день — один, Almanac, издал в прошлом году, а на днях выйдет сингл, дающий старт записи нового альбома. На концертах же сейчас стараюсь играть по максимуму музыку собственного авторства, а не кавер-версии. Чтобы публика захотела именно твое творчество, ты должен найти свое неповторимое лицо.
Мир меняется и шоу-бизнес уже не тот
Всего за годы карьеры Мирошниченко, непрерывно пополняя свою дискографию удостоился пятидесяти восьми различных музыкальных премий, наград или номинаций на них. Он продолжает усердно выступать и записываться. При этом, как подчеркивает Роман, за последние двадцать лет музыкальный шоу-бизнес необратимо изменился. Когда-то на Западе (но только не в России, где бесчинствовали музыкальные «пираты») главной статьей дохода успешного исполнителя были роялти с продажи материальных носителей с записями его музыки: винила, кассет, компакт-дисков. Меломаны голосовали за любимую музыку долларом.
Роман Мирошниченко исполняет вошедший в альбом Almanac трек Bodhran's Magic в сопровождении камерного струнного оркестра Владимирской областной филармонии
В начале 2000-х эту индустрию практически убил интернет с его возможностью свободного скачивания контента, украденного теми же «пиратами». Появление стриминг-сервисов, дающих возможность прослушивать музыку любых исполнителей на легальном основании, ситуацию к лучшему не изменило — потому что эти сервисы платят исполнителям копейки, которых недостаточно для поддержания штанов.
Более-менее нормальная монетизация приходит лишь с семизначными цифрами прослушиваний. Музыку же на носителях покупают нынче лишь маньяки-коллекционеры. Широкую публику заставить вновь платить хорошие деньги за музыкальные альбомы практически невозможно. Недаром нынче пожилые знаменитости, вроде Джина Симмонса из группы Kiss, не без оснований говорят, что «рок умер».
Чарли Бишарат, Марио Оливарес, Роман Мирошниченко, Доминик Ди Пьяцца и Овер Серрано исполняют композицию Forgotten Melody, вошедшую в альбом Almanac
В современном мире, лишившем молодых музыкантов возможностей зарабатывать на их записях, исключена возможность появления новых групп масштаба The Beatles, Queen, Led Zeppelin и тех же Kiss — теперь талантливый коллектив остается сугубо нишевым. В нынешних условиях главным способом заработка музыкантов являются концерты, так что исполнителям приходится день за днем и год за годом пребывать в непрерывном «чесе», зарабатывая на хлеб. В этом плане западный шоу-бизнес вплотную приблизился к отечественному: российские поп- и рок-артисты уже в 90-е жили главным образом «чесом».
К тому же теперь заработки даже известных групп не столь велики, как может показаться, ибо организация концертных туров — дело дорогостоящее. Нужно обеспечивать перевозку громоздкого концертного оборудования и целой команды по подготовке и проведению всех частей концертов, кроме исполнения музыки. Речь о тур-менеджерах, звукорежиссерах, операторах освещения, пиротехниках и т. д. Нужно платить им всем зарплаты, а еще обеспечивать жильем и транспортом. Наконец, требуется платить налоги.
В целом Мирошниченко увидел, что у среднего звена американских музыкантов жизнь весьма непростая — работы у них часто нет.
— Чтобы выступить в каком-нибудь популярном клубе, приходится выстоять в длинной очереди, зачастую по полгода и, в результате, заработать там три копейки. Поэтому американские исполнители как правило рвутся на концерты в Европу, где для них поле непаханое в смысле заработка — там они получают более-менее нормальные гонорары. Ну и все мечтают о Японии, ибо японская публика относится к американским исполнителям с особым пиететом: и с восторгом набивается на концерты даже тех из них, чьи дела на родине идут уже не очень, — делится Роман.
В тех же США некоторые именитые музыканты, дабы не влезать в лишние расходы, либо полностью отказались от записи новых альбомов, либо ваяют их очень редко — что называется для галочки. Но такое себе могут позволить только те, кто успел добиться звездного статуса еще до начала 1990-х и от кого публика ждет лишь старые хиты. Если музыкант находится во цвете лет и способностей, создавать новые работы необходимо в любом случае — чтобы не дать о себе забыть и регулярно подтверждать свою творческую состоятельность. И важно играть новые песни на публике.
Искусство правильного начала
Роман Мирошниченко прекрасно помнит, как он впервые предстал перед взыскательной американской публикой.
— Это был 2012 год, Сан-Диего, клуб Tango Del Rey. Я там играл в роскошной компании музыкантов: достаточно упомянуть, что на скрипке был Чарли Бишарат, лауреат «Грэмми», которую он получил в составе группы Shadowfax и участвовавший в качестве сессионщика на альбомах многих суперзвезд, а также в саундтреках известных фильмов и сериалов. Потом у меня был ряд концертов в Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе, Сакраменто, Бейкерсфилде, — рассказывает он. — Вообще мне довелось объехать с выступлениями практически всю Калифорнию: я увидел ее, что называется, с изнанки. А еще я играл в нескольких городах Техаса. В Нью-Йорке я бывал не только как музыкант, но и член жюри The Independent Muic Awards и однажды даже был одним из ведущих торжественной церемонии премии в Линкольн-Центре.
Его свежие работы до сих пор вызывают самые позитивные отклики — достаточно привести хотя бы один из них. «Новый альбом Романа Мирошниченко замечательный! Гитары, аранжировки, разнообразие инструментов, звукорежиссура и продакшн впечатляют. Владение акустическими и электрогитарами одновременно мастерское, разнообразное и пронзительное. Слово „виртуоз“ идеально характеризует Романа», — говорит, например, Джон Клайн, композитор, член Национальной академии искусства и науки звукозаписи.
— Я практикую смешение стилей: фьюжн. Мешаю семплы с «живыми» барабанами, внедряю разные необычные аранжировочные приемы. Альбомы делаю классического временного формата, длительностью не более сорока пяти минут — чтобы не утомлять слушателя. Стараюсь по возможности привлекать известных музыкантов для исполнения гостевых партий на моих альбомах, для совместных выступлений, — рассказывает Мирошниченко о своем текущем творчестве. — В прошлом году мне посчастливилось записать один из треков готовящегося альбома под аккомпанемент London Symphony Orchestra.
Опыт Романа показывает, что в награду за усердную работу исполнителям иногда просто улыбается удача.
— Я вспоминаю случай, как во время пандемии сидел без концертов, а со мной связался владелец японского лейбла Gats Production и предложил выпустить мои альбомы на компакт-дисках. А Япония как раз та самая страна, где продажи материальных носителей музыки упали меньше всего — есть у них что-то такое в менталитете, из-за чего они обожают держать диски в руках, рассматривать картинки на обложках, читать имена музыкантов… И теперь мои пластинки есть и в японских магазинах, — говорит Роман.
В конце нашей беседы Роман Мирошниченко дает несколько советов и напутствий начинающим гитаристам.
— Когда я только учился играть, то с огромным трудом доставал какие-то нотные пособия, за безумные для 90-х деньги покупал затертые VHS-кассеты с видеоуроками. Главный мой метод обучения был прост — часами сидишь перед включенным магнитофоном, озвучивающим любимые гитарные риффы и соло — и на слух «снимаешь». Таким образом развиваешь слух, самостоятельно находишь аппликатуры аккордов. Это было очень трудно, семь потов сходило, но оно реально работало — ты не только постигал искусство игры, но в результате всех этих проб и ошибок обретал свое индивидуальное лицо. Все великие гитаристы, все, кто признан сейчас классиками, начинали именно так — хоть Стив Вай, хоть Гэри Мур, хоть Эл Ди Меола.
Сейчас, как жалуется Роман, «наблюдается масштабный регресс под маской ложного интернет-прогресса». Сотни диванных гитарных экспертов с YouTube, у которых никогда не было живых концертов, но зато имеется огромное количество просмотров, в клювике принесут тебе все необходимое.
Гитарное соло Романа Мирошниченко
— Тебе на голубом глазу расскажут, где и когда «слажал» Ричи Блэкмор и уверенно покажут, как нужно правильно играть рифф и соло из Smoke On The Water — наслаждайся. Но человек, не пройдя самостоятельно всех этих сотен часов разучивания нот и гамм, ничего достойного и не создаст. У него не появится интереса к тому, чтобы копнуть куда-то глубже, — уверен исполнитель. — В итоге современный гитаризм сейчас мутирует во что-то псевдовиртуозное, «пластиковое», скучное, неинтересное, лишенное индивидуального начала. Поэтому мой вам совет — учитесь по старинке! Только так вы сумеете заложить достойный фундамент под свою будущую карьеру. Ну и не устану повторять, что владение в первую очередь акустической, а не электрогитарой — пожалуй, и есть то, что в гитарной музыке отделяет мужчин от мальчиков.