Московский аукционный дом
Картина, претендующая на статус главного музейного открытия 2025 года, больше ста лет хранилась в частной коллекции наследников известного астронома и коллекционера Авенира Яковкина. «Боярин» появился в Московском аукционном доме вслед за другой ранее утерянной работой Васнецова — «Богомольцы». Именно успешная атрибуция «Богомольцев» побудила владельцев «Боярина» провести экспертизу принадлежащего им полотна.
Одно из достоинств картины — ее чистейший провенанс (история происхождения и владения). Полотно принадлежало Авениру Яковкину, большому почитателю искусства, прямо с момента своего создания (ориентировочно 1910–1920-е годы). Яковкин и Васнецов были современниками, хотя и с большой разницей в возрасте. В 1974 году, после смерти Яковкина, картины и другие предметы искусства перешли к его сыну, Владимиру. Он тоже стал известным астрономом и коллекционером произведений искусства.
«Полотно представляет собой яркий образец позднего периода творчества Виктора Васнецова. Не только стилистика произведения, но и особенности угольного подготовительного рисунка, характер живописного построения изображения, безо всяких сомнений, позволяют его считать работой художника», — говорит Сергей Подстаницкий, историк искусств, коллекционер и сооснователь Московского аукционного дома.
Там ожидают, что на торгах может развернуться серьезная борьба за этот лот между коллекционерами — любителями классики.
А мы пока можем вспомнить, что означают гусли у седла Алеши Поповича и молодые елочки на картине «Богатыри».