О том, как менялась роль стыда в обществе на протяжении истории человечества и почему эта эмоция до сих пор остается одним из самых мощных инструментов социального контроля, порталу Vokrugsveta.ru рассказала психолог Татьяна Фишер.
У каждой эмоции есть своя роль в человеческой природе. Даже те чувства, которые мы привыкли считать негативными, на самом деле служат важным эволюционным целям. Печаль помогает пережить потерю, тревога предупреждает об опасности, отвращение оберегает от ядовитой пищи.
Но существует эмоция, которая стоит особняком и не имеет никакого отношения к природе. Эмоция настолько мощная, что она способна буквально парализовать человека, заставить его чувствовать себя ничтожным, недостойным самого существования. Речь идет о стыде — чувстве, которое психологи считают наиболее сложным для переживания из всего эмоционального спектра.
Удивительно, но именно эта эмоция сыграла ключевую роль в формировании человеческого общества. Для переживания стыда нужны двое: это единственное чувство, которое невозможно испытывать в одиночку, ведь оно всегда связано с другими людьми, реальными или воображаемыми.
Мы стыдимся перед семьей, перед коллективом, перед обществом, перед Богом. Даже стыдясь внутри себя, мы порой слышим, как одна часть нашей личности стыдит другую. Эта вездесущность делает стыд мощным социальным регулятором, который тысячелетиями формировал человеческую мораль, культуру и цивилизацию.
Об этом феномене подробно рассказывает клинический психолог и телесно-ориентированный терапевт Татьяна Фишер в своей книге
Эволюционные корни стыда
Исследователи полагают, что стыд стал формироваться, когда наши предки начали жить большими социальными группами. В тот момент, когда для выживания стало важно умение взаимодействовать с соплеменниками, появилась потребность в механизме, который бы регулировал поведение.
Представьте себе древнее племя, где каждый член должен соблюдать определенные правила: делиться добычей, участвовать в воспитании детей, соблюдать иерархию. Тот, кто нарушал эти неписаные законы, рисковал быть изгнанным, что означало смертный приговор — одинокий человек не мог выжить среди хищников, найти достаточно пищи или укрытие от холода. Стыд стал тем самым внутренним сигналом опасности, который предупреждал: «Осторожно! Ты рискуешь потерять связь с группой!»
Любопытно, что у современных приматов ученые также наблюдают прообразы стыда. Известный приматолог Франс де Вааль описывает, как обезьяны, которым систематически отказывают в награде на глазах у сородичей, начинают демонстрировать поведение, похожее на человеческое переживание стыда: они отводят взгляд, горбятся, стараются стать незаметнее.
От инстинкта к морали: стыд в античном мире
Древние греки первыми начали осмысливать стыд не просто как инстинкт выживания, а как важнейшую добродетель. Аристотель в своем этическом сочинении «Никомахова этика» писал о стыде как о страхе бесчестья, который удерживает от низких поступков. Он считал, что стыд — особое состояние души, которое помогает человеку выбирать между достойным и недостойным поведением.
Платон пошел еще дальше: назвал стыд даром богов человечеству. В диалоге «Протагор» он рассказывает миф о том, как Зевс послал людям стыд и справедливость, чтобы они могли жить в городах, не уничтожая друг друга.
Или, к примеру, для героев Гомера стыд был важнее самой жизни. В «Илиаде» Ахиллес предпочитает славную смерть позорному существованию, а Гектор выходит на заведомо проигрышный бой, потому что «стыдится троянцев и троянок длинноодежных». Получается, что в античном мире репутация была не вопросом социального статуса — она определяла саму сущность человека.
Священный стыд
История Адама и Евы — одно из древнейших упоминаний стыда в иудео-христианской традиции. Первые мужчина и женщина жили в райском саду словно младенцы в утробе — в полной беспечности, соединенности со всем, что их окружало, отсутствии ощущения своих границ: «были наги и не стыдились».
И именно поддавшись любопытству, нарушив установленные правила и вкусив запретный плод, они неожиданно обнаружили собственную наготу, осознали свою телесность и различия. При этом переход от неосознанности к осознанию «я есть» произошел именно через переживание стыда.
Этот момент можно считать символическим рождением психологической осознанности: обнаружения своего «я», своей отдельности, дерзости пойти против правил и понести наказание. Неслучайно первым порывом Адама и Евы было спрятаться от Бога — они оказались отдельными, непокорными существами, способными на самостоятельный выбор, который будет осужден.
Культуры стыда и вины
Представьте себе две ситуации. Японский служащий допустил серьезную ошибку на работе. Его не уволят и даже не оштрафуют, но коллеги начнут избегать с ним встреч в столовой, а начальник перестанет здороваться. Для японца это катастрофа: в японской культуре нет четкого механизма искупления неудачи. Единственный выход — уволиться и начать карьеру в другой компании, фактически с нуля.
А теперь другая картина: европейский менеджер совершил тот же промах. Он тоже переживает, но его беспокоит не столько мнение коллег, сколько сам факт ошибки. Он будет испытывать угрызения совести, но знает: если признать вину, разработать план исправления ситуации и честно его выполнить, репутацию можно восстановить. В западной культуре важнее не сама ошибка, а то, как человек с ней справляется.
Эти два сценария иллюстрируют фундаментальное различие между «культурами стыда» и «культурами вины», которое впервые описала антрополог Рут Бенедикт в своей работе «Хризантема и меч». Изучая японское общество, она заметила, что восточные культуры регулируются преимущественно через стыд — внешнюю оценку окружающих, в то время как западные общества больше опираются на вину — внутреннее чувство ответственности.
В традиционных азиатских обществах человек существует прежде всего как часть группы. Его поведение определяется тем, как его воспринимают другие. «Потерять лицо» здесь равносильно социальной смерти. Неслучайно в японском языке существует понятие «харакири» — ритуальное самоубийство, которое совершали самураи, чтобы избежать невыносимого позора.
Западная культура, сформированная христианством, напротив, делает акцент на личной ответственности человека перед Богом и собственной совестью. Здесь важнее не то, как тебя видят другие, а то, что ты сам думаешь о своих поступках. Вину можно искупить раскаянием и исправлением ошибок, в то время как от стыда невозможно откупиться — он въедается в саму личность человека.
Это различие сохраняется и сегодня, хотя границы между культурами постепенно размываются.
Стыд 2.0: как социальные сети изменили правила игры
Сегодня каждый наш шаг может стать достоянием общественности, а публичное осуждение способно настигнуть человека в считаные минуты, невзирая на географические границы.
Вспомните недавние случаи проявления культуры отмены (cancel culture), когда неосторожный пост или неудачная шутка приводили к цифровой травле. Человек может проснуться знаменитым — и это будет совсем не та слава, о которой мечтают.
Тысячи незнакомых людей внезапно получают право судить ваши поступки, ваш характер, вашу жизнь. Социальные сети превратились в современный эквивалент средневековой площади, где к позорному столбу теперь можно пригвоздить кого угодно.
Любопытно, что этот новый цифровой стыд оказался даже более беспощадным, чем традиционный. В японской «культуре стыда» человек всегда имел возможность сменить социальный круг, переехать в другой город, начать с чистого листа. В эпоху интернета это практически невозможно — Google помнит все.
При этом парадоксальным образом социальные сети породили и противоположную тенденцию — культуру демонстративного отсутствия стыда. Люди выставляют напоказ то, что раньше считалось исключительно приватным, от подробностей личной жизни до интимных переживаний.
«Испытывать стыд — стыдно» — такой вот негласный девиз у современной культуры самовыражения.
Социальные сети создали модель социального контроля, где публичный стыд соседствует с демонстративным бесстыдством. И в этом новом мире каждому приходится искать свой баланс между открытостью и уязвимостью, между правом на самовыражение и риском общественного осуждения.
Стыд как путь к себе
Те, кто страдает от стыда, мечтают «выключить» эту эмоцию, считая ее исключительно разрушительной. И их можно понять: в наши дни, когда каждый шаг может стать достоянием публики, а соцсети создают иллюзию постоянного наблюдения, стыд становится почти невыносимым.
Но что, если стыд — это не враг, которого нужно победить, а своеобразный компас? Что, если именно те части нашей личности, которых мы стыдимся сильнее всего, больше всего нуждаются в нашем внимании и принятии?
За годы практики я заметила удивительную вещь: часто именно стыд указывает на те части нашей личности, которые больше всего нуждаются в нашем же принятии. Как психолог я вижу: когда человек учится правильно обращаться со своим стыдом, он обретает более глубокую связь с собой. Именно об этом моя книга
Я постаралась представить не только исследование природы стыда, но и набор техник, которые помогут лучше понять именно ваш стыд, а главное — начать путешествие к самому себе, в котором стыд станет не препятствием, а проводником.
Татьяна Фишер «Быть, а не стыдиться. Если стыд управляет вашей жизнью…»
Стыд — это ощущение, которое мы испытываем, когда нас разоблачают, унижают или отвергают из-за того, что мы «недостаточно хороши». Стыд может таиться в подсознании, подрывая самооценку и уверенность в себе и приводя к серьезным проблемам. Он часто является пусковым механизмом и топливом целого спектра психологических расстройств. Это болезненное чувство знакомо каждому из нас, но его не принято обсуждать.
Психолог Татьяна Фишер рассказывает о том, как стыд влияет на наши представления о себе и окружающем мире и какое разрушительное воздействие он может оказывать на личность, поведение, отношения и т. д. При поиске самоидентичности и внутренней опоры именно стыд является точным маркером тех частей «Я», которые остро нуждаются в принятии.
Благодаря этой книге вы научитесь справляться с чувством стыда, анализировать причины и последствия его возникновения и принимать себя с добротой и состраданием.
Это книга для тех, кто стесняется или боится чувства стыда, воспринимая его как что-то ужасное, недостойное и уж точно нежелательное.