Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Не просто музыка из кино: топ-7 культовых саундтреков к фильмам

Вы наверняка слышали их не раз и легко узнаете с первых нот, даже если подзабыли картины, в которых звучат эти мелодии

10 июня 2025Обсудить

Своим успехом многие прославленные фильмы во многом обязаны таланту композиторов, создавших саундтреки к этим картинам. Их музыка не только запоминается, но и придает киноповествованию объемность и дополнительные нюансы. Нередко хороший саундтрек начинает жить самостоятельной жизнью и обретает бессмертие в отрыве от картины-родительницы. Vokrugsveta.ru предлагает вниманию читателей свой и не самый очевидный топ-7 культовых саундтреков к фильмам в истории кино.

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой» (1966) | Источник: Moviestore Collection Ltd via Legion Media

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой» (1966)

Источник:

Moviestore Collection Ltd via Legion Media

Вангелис — «Бегущий по лезвию» (1982)

Фильм «Бегущий по лезвию», не оцененный вначале, со временем стал одной из самых культовых научно-фантастических картин в истории кинематографа. В «Бегущем» прекрасно буквально все. Великолепные декорации и техника съемок, которые и сегодня поражают воображение, невероятно построенная картинка, захватывающая игра света и тени, сюрреалистическая цветовая гамма, рождающая сновидческие ассоциации, дающая волнующий люфт, отдающий потусторонним сквознячком.

«Бегущий по лезвию» положил начало целому жанру киберпанк, вдохновив Уильяма Гибсона. О сюжете ленты можно писать целые монографии — настолько мощный философский подтекст он в себе несет. И, конечно, огромную роль в успехе фильма сыграл его саундтрек.

В 1982 году режиссер Ридли Скотт, недавно закончивший съемки своего третьего полнометражного фильма, обратился к набирающему популярность греческому композитору Эвангелосу Папатанасиу, более известному как Вангелис, с просьбой написать музыку для «Бегущего по лезвию».

Вангелис (1943–2022) | Источник: ZUMA Press, Inc. via Legion Media

Вангелис (1943–2022)

Источник:

ZUMA Press, Inc. via Legion Media

По мнению Скотта, именно Вангелис, один из первопроходцев жанра нью-эйдж, был способен создать адекватное музыкальное сопровождение для этого неспешного философского научно-фантастического триллера. Композитор согласился. Он сочинял музыку в своей лондонской студии Nemo Studios, просматривая сцены из фильма, а затем импровизируя в такт происходящему на экране.

В работе он использовал целую батарею из почти десятка самых современных на тот момент синтезаторов, драм-машину, электрический рояль и более традиционные инструменты, в том числе электрогитару, саксофон, гонг, барабан, литавры и колокольчики. Саундтрек получился инструментальный, но в композиции Tales of Future можно услышать вокальную партию в исполнении знаменитого певца Демиса Руссоса, а в Rachel's Song — вокализ валийской певицы Мэри Хопкин.

Вангелис, гений аранжировки и мелодии, автор невероятно атмосферных и величественных произведений создал для «Бегущего» вещи чрезвычайной красоты, обволакивающие, словно сны и вдохновившие тысячи музыкантов во всем мире — они схватились за синтезаторы, секвенсоры и принялись экспериментировать в набирающем силу жанре эмбиент. Но Вангелиса, конечно, никто не превзошел.

Главная тема из фильма «Бегущий по лезвию» (HD Film Tributes / YouTube)

Результат его работы оказался таким выдающимся, что со временем саундтрек «Бегущего по лезвию» (отдельно от фильма он был издан лишь в 1994-м) зажил собственной жизнью и стал абсолютно самостоятельным произведением.

Брэд Фидель — «Терминатор» (1984) и «Терминатор 2. Судный день» (1991)

В 1983-м режиссер Джеймс Кэмерон, приступая к съемкам «Терминатора», вынужден был экономить буквально на всем. Хотя никому не известному дебютанту и позволили снять кино по его же собственному сценарию, больших денег на это, разумеется, не выделили. В таких условиях приходилось выезжать на изобретательности и технической смекалке, благодаря которым «Терминатор» стал тем шедевром, который мы знаем.

Брэд Фидель | Источник: kinopoisk.ru

Брэд Фидель

Источник:

kinopoisk.ru

Известного и, соответственно, дорогостоящего композитора Кэмерону тоже не выделили — ему предложили работать с бывшим клавишником группы Hall & Oates Брэдом Фиделем, позже подвизавшимся в написании саундтреков для дешевых телефильмов и независимых кинопроектов. Это оказался исключительно удачный выбор, ибо Фидель подарил «Терминатору» музыку, ставшую неотъемлемой частью великого фильма — его главная музыкальная тема стала одной из самых узнаваемых в истории кинематографа и обрела множество вариаций.

Узнав сюжет картины, Фидель задался целью сделать саундтрек, который, по его словам, стал бы звуковой иллюстрацией «механического человека и его сердцебиения». Имея под рукой несколько синтезаторов, Брэд наигрывал на них, пока не получил ту самую знаменитую мелодию, звучащую во вступительных титрах и во время ряда сцен в разных темпах.

Тема, которую критики описывают, как «завораживающую синтезаторную музыку», имеющую «обманчиво простую мелодическую линию», родилась из экспериментов Фиделя с ритмом на синтезаторах Prophet-10 и Oberheim. Изначально Брэд планировал использовать более простой ритм, но, когда он активировал очередную «петлю», его палец дрогнул. Фидель обнаружил, что ему нравится такая «судорожная подвижность» и он решил оставить этот случайный вариант — даже не осознавая количество тактов, потому что он не записал никаких нотных знаков.

Саундтрек к «Терминатору» — индустриальный, вминающий зрителя в кресло, чрезвычайно атмосферный и запоминающийся. Вся его партитура близка к центральным мелодическим и ритмическим мотивам главной темы. Фидель переосмысливает и переделывает их, чтобы сохранить ощущение повествовательной непрерывности даже на тех моментах, когда он меняет звучание и тон: от металлического марша на отрезке I’ll Be Back — Police Station & Escape до тоскующего фортепиано в Love Scene — повсюду прослеживается одна и та же твердая основа.

Главная тема из фильма «Терминатор» (Atalantos1 / YouTube)

Спустя семь лет Фидель усовершенствовал свое творение, когда создавал музыку для «Терминатора 2». Узнаваемая основа сохранена, но композитор обогатил ее множеством новых оттенков и нюансов.

Фидель и Кэмерон хотели, чтобы музыкальный тон стал «более теплым». На сей раз Брэд использовал не только синтезаторы, но и живые инструменты — правда, всячески модифицируя их звучание посредством современных технологий. Он создал целую звуковую библиотеку для злого робота Т-1000, чья тема была создана путем сэмплирования импровизаций на духовых инструментах.

Главная тема из фильма «Терминатор 2. Судный день» (Cowbell Coops / YouTube)

Кэмерон счел получившийся атональный звук «слишком авангардным», на что Фидель ответил: «Вы создаете что-то, чего люди никогда раньше не видели. Соответственно, партитура тоже должна звучать так, как будто люди никогда раньше подобного не слышали». Получился практически идеальный саундтрек. Нарисованные Фиделем звуковые ландшафты затягивают и гипнотизируют; своей работой он переплюнул многие группы, работающие в жанрах эмбиент, синти-поп и индастриал.

Майкл Кэймен, Эрик Клэптон и Дэвид Сэнборн — франшиза «Смертельное оружие» (1987–1998)

Запуская в производство в 1986 году бадди-муви про полицейских «Смертельное оружие», продюсер Джоэл Сильвер привлек известного уже кинокомпозитора Майкла Кэймена, только что закончившего работу над «Горцем». Также к участию пригласили знаменитого блюзового гитариста Эрика Клэптона, с которым Кэймен уже трудился вместе над британским сериалом 1985 года «Край тьмы». Они и в этот раз поработали на славу, подарив «Смертельному оружию» музыку, составляющую немалую часть очарования этой незабвенной картины.

Майкл Кэймен (1948–2003) | Источник: Vince Compagnone/Los Angeles Times via Getty Images

Майкл Кэймен (1948–2003)

Источник:

Vince Compagnone/Los Angeles Times via Getty Images

Очень хорошо сыграла идея Кэймена, снабдившего двух главных персонажей их собственными темами, лейтмотивом идущими через ткань повествования. Клэптон на гитаре изобразил меланхоличный мотив Мартина Риггса — отчаявшегося опустошенного мужчины, идущего по самому краю пропасти. В свою очередь, саксофонист Дэвид Сэнборн исполнил тему Роджера Мюрто — немолодого семьянина, человека опытного, но в глубине души сомневающегося в себе, рефлексирующего.

Музыкальная тема из фильма «Смертельное оружие» (Eric Clapton / YouTube)

Оба мотива то идут порознь, то сплетаются, обозначая собой бьющийся нерв фильма — и являются одним из краеугольных камней, на которых держится композиция произведения.

Впоследствии Кэймен, Клэптон и Сэнборн повторили свою работу для трех последующих фильмов франшизы, дополнив ее новыми музыкальными фразами и нюансами. Стоит еще отметить вклад в третий фильм Стинга, написавшего и исполнившего совместно с Клэптоном композицию It’s Probably Me, звучащую во время открывающих титров.

Композиция It’s Probably Me из фильма «Смертельное оружие 3» (90sWrestlingBoy / YouTube)

Ритмичное щелканье, идущее сквозь всю эту песню — не что иное, как звук зажигалки. Легенда гласит, что Клэптон, которому было поручено вместе со Стингом написать песню для фильма «Смертельное оружие 3», никак не мог придумать мелодию и уныло щелкал своей любимой Zippo. Но в руках настоящего музыканта даже зажигалка способна стать инструментом: щелчки навели на музыкальную тему и были использованы в самой записи.

Джон Карпентер — «Хэллоуин» (1978)

Джон Карпентер известен не только как режиссер-визионер, один из столпов жанров хоррор и сай-фай, но и как чрезвычайно талантливый и плодовитый композитор, написавший музыку почти ко всем своим фильмам.

К сожалению, маэстро давно уже не снимает новых картин, а когда-то ему не было равных в искусстве за мизерные деньги, минимальными средствами, только лишь посредством мастерски взятого ракурса, правильно упавшей тени, пары-тройки синтезаторных нот создавать вкуснейший нуар в кадре.

Джон Карпентер | Источник: Rick Kern/WireImage via Getty Images

Джон Карпентер

Источник:

Rick Kern/WireImage via Getty Images

Карпентер вдохновлялся эстетикой немецкого краут-рока 1970-х, у которого позаимствовал ряд приемов, но постепенно выработал собственную характерную манеру. Карпентер умел создавать на синтезаторе въедающиеся в мозг мелодии — что доказал уже в одном из первых своих фильмов «Нападение на 13-й участок» (1976), главная тема которого ныне существует в десятках ремиксов.

Но по-настоящему режиссер и композитор развернулся в следующей своей работе, в прогремевшем на весь мир «Хэллоуине». Для него Карпентер, в частности, написал и исполнил монотонную фортепианную мелодию в размере 5/4, ставшую визитной карточкой фильма и одним из самых узнаваемых саундтреков к хоррорам.

Сочиняя музыку для «Хэллоуина», Карпентер ориентировался на мелодии из фильмов итальянского хоррормейкера Дарио Ардженто и произведения британского мультиинструменталиста Майка Олдфилда. Можно предположить, что не прошла мимо него и музыка, сочиненная краут-группой Popol Vuh для картины Вернера Херцога «Агирре, гнев Божий» (1972).

Главная музыкальная тема из фильма «Хэллоуин» (Rodrigo Cantillano / YouTube)

Творение же самого Карпентера потом вдохновило многих молодых композиторов. Тягучие ноты его винтажных ныне синтезаторов и сейчас столь же будоражат душу, как и сорок лет назад. Подросшее поколение музыкантов, воспитывавшихся на малобюджетной фантастике и триллерах, играет неоновое хоррор-диско имени Говарда Лавкрафта, используя многочисленные аллюзии к музыке Джона Карпентера.

Эннио Морриконе — «Хороший, плохой, злой» (1966)

Эннио Морриконе воспринимается как идеальный кинокомпозитор, а его эталонной работой многие считают музыку к спагетти-вестерну Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой».

Эннио Морриконе (1928–2020) | Источник: Matteo Nardone / Pacific Press via Legion Media

Эннио Морриконе (1928–2020)

Источник:

Matteo Nardone / Pacific Press via Legion Media

За свою долгую творческую жизнь итальянец успел наваять под две сотни саундтреков, неизбежно разных по качеству: посотрудничал даже с вышеупомянутым Карпентером, которому — редчайший случай для Джона, обычно сочинявшего музыку к своим фильмам самостоятельно, — подарил зловещую тему для «Нечто» (1982). Но настоящей же звездой Морриконе сделала совместная с Леоне работа над «долларовой трилогией».

Испробовав свои силы в «За пригоршню долларов» (1964) и «На несколько долларов больше» (1965), Эннио выдал свой magnum opus — саундтрек к фильму «Хороший, плохой злой». Морриконе, полагавший, что до сорока процентов успеха фильма зависят от музыки, сочинил на сей раз вещи, резко отличавшиеся от привычного звукового сопровождения вестернов — и от традиционных фолк-баллад Дмитрия Темкина, и от оркестровок в духе Элмера Бернстайна.

Созданный им саундтрек держится, словно на паре китов, на двух монументальных композициях, которые слышал каждый житель планеты, причем большинство — неоднократно. Во-первых, это дерзкая заглавная тема: простая, но чрезвычайно хитро аранжированная мелодия, сопровождаемая мужским вокалом, стилизованным под вой койота.

Главная музыкальная тема из фильма «Хороший, плохой злой» (jordan harding / YouTube)

Во-вторых, это возвышенно-трагичная инструментальная баллада The Ecstasy of Gold, которую спустя два десятилетия группа Metallica стала использовать в качестве «открывашки» на своих концертах. Кстати, соавтором симфонической версии The Ecstasy of Gold, попавшей на альбом «Металлики» S&M (1999), оказался упомянутый выше Майкл Кэймен.

Композиция The Ecstasy of Gold (Cinema Hotel Studios / YouTube)

Впрочем, на пластинке The Good, The Bad and The Ugly (1967) есть и еще чем поживиться меломану. Эти эклектичные композиции, в которых присутствует самое широкое инструментальное разнообразие, гениальные аранжировки и специфически-уникальный мелодизм, изменили сам лик киномузыки, по сей день оставаясь недостижимым стандартом.

Эдуард Артемьев — «Сибириада» (1978)

Ушедший из жизни под самый занавес 2022 года Эдуард Николаевич Артемьев — композитор масштаба Вангелиса, тоже оставившего нас в том году, и Морриконе, скончавшегося в 2020-м.

Эдуард Артемьев (1937–2022) | Источник: Fine Art Images via Legion Media

Эдуард Артемьев (1937–2022)

Источник:

Fine Art Images via Legion Media

В Советском Союзе Артемьев почти в одиночку сделал то, что в других странах совершили десятки и сотни людей объединенными усилиями — Эдуард Николаевич был одним из первопроходцев передовой для своей эпохи электронной музыки, нащупавшим то глубоко характерное, оригинальное звучание, по которому сразу можно признать именно Артемьева и никого другого.

Больше всего Артемьев знаменит кинокомпозиторством, но ряд его работ, написанных для кино, давно обрел совершенно отдельную, самостоятельную жизнь в отрыве от фильмов-прародителей. Без Артемьева и его музыки сейчас уже невозможно представить советскую эпоху 1970–1980-х. Затертое «он написал саундтрек своего времени» именно здесь уместно, как никогда.

В особенности же новаторской и впечатляющей получилась музыка, созданная Артемьевым к мини-сериалу Андрея Кончаловского «Сибириада». Есть такая байка, что якобы перед началом съемок Кончаловский дал Артемьеву послушать привезенную из-за границы пластинку Вангелиса, заявив: «Мне нужна такая музыка».

Эдуард Николаевич справился с задачей отменно! Многие, кто смотрит «Сибириаду» впервые, поражаются, услышав мелодию, известную большинству в виде позднейшего кавера от группы «ППК». Оказывается, эта композиция, поражающая своей величавой эпичностью и служащая музыкальном символом созидательной мощи СССР, имеет название «Поход» («Смерть героя») и изначально создавалась для «Сибириады».

Главная музыкальная тема из фильма «Сибириада» в исполнении оркестра Геннадия Гладкова (Shining Sioux Records музыкальный лейбл / YouTube)

В целом саундтрек Артемьева к этому фильму трудно с чем-то сравнить — тут можно услышать и прог-рок в духе группы Pink Floyd, и краут, похожий на то, что создавали Tangerine Dream, Neu! и Popol Vuh, и отголоски позднейшей world music. И все это звучит крайне органично и гармонично, превращая (вкупе с работой режиссера, сценариста, оператора, художника и актеров) мини-сериал Кончаловского в поистине магическое зрелище.

Разные исполнители — «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000)

Искусство особого рода — собирать саундтрек фильма из песен, созданных разными исполнителями отнюдь не для кино. В США мастер-класс владения таким искусством демонстрировали, в частности, Квентин Тарантино (незабвенные «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво») и Дэвид Линч («Шоссе в никуда»). В России же не меньшее мастерство в этом деле показал Алексей Балабанов в работе над «братской» дилогией.

Алексей Балабанов (1959–2013) | Источник: M. Golejewski / Future Image via Legion Media

Алексей Балабанов (1959–2013)

Источник:

M. Golejewski / Future Image via Legion Media

Свою творческую карьеру Алексей Октябринович начинал на Свердловской киностудии, где выпустил три короткометражки, так или иначе обыгрывающие тему существовавшего в Свердловске (ныне Екатеринбург) рок-клуба. В этом клубе Балабанов был своим человеком, дружил с ведущими его музыкантами — и решил использовать эти связи, когда в 1996 году взялся за фильм, изначально видевшийся ему некой несущественной халтуркой в перерыве между «серьезными» «Замком» и «Про уродов и людей».

В первом «Брате» саундтрек, составленный преимущественно из песен группы «Наутилус Помпилиус», является гораздо большим, чем просто музыкальным фоном, необходимым для создания атмосферы в кадре. Это еще и двигатель сюжета, ведь одна из второстепенных линий повествования связана с поиском Данилой Багровым свежего альбома «Наутилуса» — только-только вышедшего «Яблокитая».

Музыка в «Брате» полноправно участвует в действии, играя примерно ту же функцию, что и хор в постановках античных драматургов. Балабанов расставил песни таким образом, чтобы каждая из них легла, как влитая, в ту или иную сцену, усиливая ее и концентрируя на ней внимание зрителя.

Песня «Зверь», звучавшая в фильме «Брат» (Вячеслав Бутусов / YouTube)

Спустя несколько лет Балабанов использовал тот же прием в «Брате-2». Только на сей раз саундтреком послужили песни нескольких рок-групп: в основном модные хиты того времени, звучавшие по радио. И вновь точное попадание в цель — песни расцветили и дополнили фильм, а фильм придал песням дополнительную популярность.

На волне ажиотажа вокруг второго «Брата» правообладатели спешно выпустили саундтрек отдельно от фильма, вставив между композициями реплики персонажей картины. И не прогадали — народ сметал кассеты и компакт-диски, как горячие пирожки.

Успех был таков, что на рынок спешно выбросили еще два альбома: «Брат-2. За кадром» (в него вошли песни, либо прозвучавшие в фильме, но по каким-то причинам не включенные в предыдущий сборник, либо те, которые намечалось включить в картину, но они просто туда не влезли) и саундтрек первого фильма дилогии.

Песня «Полковнику никто не пишет» группы «Би-2» (участник признан Минюстом РФ иноагентом), звучавшая в фильме «Брат-2» (Би-2 / YouTube)

Все три альбома пользовались такой популярностью, что песни с них составляли значительную часть музыки, доносившейся из российских окон в 2001-02 гг. Эти же песни тогда повсеместно звучали и за границей, в местах обитания русскоязычных диаспор, что может засвидетельствовать автор этих строк, живший тогда в Великобритании.

Многие переслушивают их и сейчас — причем, не на «родных» альбомах, а «упакованными» в те самые «братские» саундтреки, с репликами киноперсонажей. Для саундтрека, составленного из готовых композиций, это исключительный успех.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения