Художница, журналистка и исследовательница Надежда Дёмкина, автор книги «», вышедшей в издательстве «Альпина», рассказала порталу Vokrugsveta.ru о жизни и творчестве дочерей и сестер известных русских художников.
Линда Нохлин в знаменитом эссе «Почему не было великих женщин-художниц» отмечает: «мы вынуждены признать, что большая часть художников, великих и не очень, в те времена, когда было принято, чтобы сын шел по стопам отца, имели отцами художников».
Если девочка родилась в семье художника и у нее были творческие способности — она сорвала банк, ведь у нее была уникальная возможность прямо дома иметь доступ к материалам и обучению. Если этого не было — то нужно было иметь финансовую возможность брать частные уроки, ехать за границу и к тому же, чтобы на это были согласны родители!
Сыновья могли, даже получив начальное образование в семье, затем продолжить обучение в специальных учреждениях — поступить в академию, школу, получить стипендию, поехать стажироваться за границу. У дочерей же такой возможности долгое время не было. В среднем в Европе и в России женщины стали полноправными студентками художественных академий лишь в конце XIX — начале XX века.
Но ни таланты, ни профессиональное мастерство не сохранили имена большинства этих художниц, которые приложили так много сил, чтобы пробиться и получить право реализоваться в искусстве. Большинство работ стоят в запасниках музеев, а их биографии вспоминают только в связи с более знаменитыми родственниками.
Давайте посмотрим на них без шор, не делая сравнений, и увидим в их фигурах невероятную волю к победе, которая дала возможность полноценно работать следующим поколениям художниц.
Мария Дурнова (1798-? после 1865)
Дочь крепостного художника Трофима Дурнова, который был отпущен на волю за свои способности. Двое его сыновей стали профессиональными художниками, окончив Академию Художеств. Мария также занималась живописью, но только как «воспитанница».
В 1820 году ее «Портрет мальчика», ныне хранящийся в Русском музее, показывали на выставке, и Гнедич писал в рецензии: «Портрет мальчика и другой князя С. Н. Голицына, писанные дочерью Г. Дурнова — обещают дарование» (Сын Отечества. 1820. Ч. 64. № XXXVIII–XL, с. 259).
В этом же году Мария была произведена в «назначенные» по двум портретам — это означало, что работы Марии были представлены на конкурс, и жюри решило дать ей шанс и выполнить еще работу, чтобы подтвердить звание. Но по неизвестным причинам Мария больше уже не участвовала в дальнейшем конкурсе.
Позже она выходит замуж, у нее трое детей. Также мы знаем, что она продолжает рисовать, участвовать в выставках. А одно время даже работает учительницей рисования в училище Ордена Св. Екатерины. В 1836 году она нарисовала с натуры портрет Пушкина — поэт был в Москве, и вместе с Брюлловым бывал в гостях у ее брата Ивана, который учился вместе с Карлом. Позднее этот портрет, видимо, был утерян.
Александра Маковская (1837-1915)
Отец Александры Егоровны — один из основателей будущего Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Трое братьев — художники.
Александра, поздно начав рисовать, тем не менее активно выставлялась и много работала. Она писала пейзажи, и в них находили достоинства и Третьяков, и Бахрушин, приобретая ее картины в свои собрания.
Тем не менее, творчество Маковской изучено мало, ее работы лишь иногда выставляют в довесок к работам более именитых братьев. Ее картины есть в Третьяковской галерее, но в основном разбросаны по провинциальным музеям в Волгограде, Переславле-Залесском, Плесе, Воронеже, Челябинске, Таганроге.
Картины импрессионистичны по духу и передают тихое, но светлое настроение — возможно, оно было присуще самой художнице. Александра прожила всю жизнь вдвоем с матерью, которая под конец жизни разошлась с отцом.
Как вспоминал бабушку и тетку сын Константина Сергей: «В ее скромной квартирке, где-то на Лиговке, пахло красками Александры Егоровны и было много комнатных растений и еще больше клеток с певчими птицами. „Сашенька“ показывала мне свои тонко выписанные картинки, которые заканчивала обычно по фотографиям (как многие художники тех лет); бабушка угощала меня вареньем и мятными пряниками. Она любила вспоминать далекую Москву, рассказывала, как пела когда-то с лучшими певцами, даже с самим Тамберликом, — знаменитым тенором начала века, и как аккомпанировали ей Варламов и Глинка» (С. К. Маковский «Портреты современников», Н-Й, 1955, с. 28).
Екатерина Юнге-Толстая (1843-1913)
Дочь вице-президента Академии Художеств, она росла в атмосфере искусства. Тем не менее, учиться в Академии в те времена не могла и она. Ее отец — Федор Толстой, живописец, скульптор, медальер, масон, много лет возглавлял Академию Художеств. Писатель Алексей Толстой был Екатерине двоюродным братом, а Лев Толстой — троюродным. Федор Толстой и был первым учителем Екатерины, позже она брала уроки у других мастеров и училась за границей.
Художница писала пейзажи и портреты, показывала работы на выставках Общества русских акварелистов. Стала вольным общником Академии Художеств. Екатерина оставила яркие и живые «Воспоминания» о жизни в середине XIX столетия и «Детство и юность Ф. П. Толстого» о своем отце.
Работы художницы хранятся в Третьяковской галерее, музее Поленова, доме-музее Волошина и других музеях и частных коллекциях.
Юнге-Толстая хорошо понимала важность получения образования для женщин, и поэтому, когда жила в Киеве, основала школу рисования для девочек — к сожалению, она просуществовала только несколько лет, поскольку не приносила дохода, а требовала лишь вложений от самой Екатерины.
Елена Поленова (1850-1898)
Мать художников Василия и Елены Поленовых Мария Алексеевна, урожденная Войейкова, рисовала всю жизнь, поддерживала общение с художниками и в том числе давала сама первые уроки рисования своим детям. Сохранилась целая галерея портретов, выполненная ею — там и семья, и так называемые народные типы — люди в костюмах Олонецкой и Тамбовской губерний, различных профессий.
Именно она наняла для своих четверых детей учителя рисования — им оказался не кто иной, как тогдашний студент Академии Художеств Павел Чистяков, будущий «учитель всех русских художников» (список его учеников — как оглавление энциклопедии живописи 19 века).
Дальше Елена долго искала себя и свое предназначение, хотя она серьезно продолжала заниматься искусством и в Рисовальной школе при Академии Художеств, и за границей. Но, видимо, именно отсутствие возможности реализовать себя в настоящей деятельности, о которой она мечтала, держало ее.
Она успела поучиться и как учительница истории, и как медсестра. В итоге, искусство победило. А попав в кружок Мамонтовых, она нашла и способ быть полезной обществу. Вместе с Елизаветой Мамонтовой организовала мастерские, где обучали крестьян уже утраченным в это время ремеслам.
Об уникальной работе Поленовой в сфере дизайна и о другой самой разнообразной ее художественной деятельности есть целая глава в моей книге «Право на творчество. Судьбы художниц Российской империи».
К сожалению, Елена погибла в самом расцвете сил, и об этом сокрушались все, кто ее знал. И если Василия Поленова и его картины мы знаем с детства по репродукциям в учебнике, то имя Елены Поленовой по праву должно быть вписано отдельно — как полноправного мастера начала эпохи модерна.
Софья Юнкер-Крамская (1867-1933)
Отец, выдающийся художник Иван Крамской, был ее первым учителем. В 1885 году И. Н. Крамской писал: «Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». После его смерти она брала уроки у Куинджи и других мастеров. Также училась в Париже.
С 1888 года Софья активно выставляется, пишет портреты на заказ — ее картины востребованы. Художница написала целую серию акварельных портретов императорской семьи.
Овдовев прямо накануне революции, Юнкер-Крамская не хочет уезжать и остается в стране. Она работает художником то в музее, то в издательствах, занимается иллюстрациями. В 1930 году ее арестовали за контрреволюционную деятельность — обвинили в помощи бывшим дворянам, белым и другим, она и правда помогала всем, кто просил об этом. В тюрьме Софью парализовало, благодаря помощи друзей, ее дело пересмотрели, и в 1932-м она вернулась в Ленинград, но уже год спустя художница умерла.
Многие работы Крамской, которую современники считали мастером, пропали в годы революции, были уничтожены или сгорели (в Острогожском музее, на родине Крамского, в 1942 году был большой пожар, и большая часть коллекции погибла, в том числе картины Софьи). В биографии отца о ней старались не упоминать — ведь обвинения не были сняты! Реабилитировали художницу только в 1989 году.



