Пик популярности рока давно прошел: современная молодежь в массе своей слушает совсем другую музыку. Впрочем, благодаря интернету и стриминговым сервисам многие любознательные молодые люди с интересом совершают путешествие во времени, открывая для себя огромные пласты восхитительной и ничуть не устаревшей рок-музыки, которой в свое время заслушивались их отцы и деды.
Однако в поджанрах рока не всегда хорошо ориентируются даже меломаны со стажем, а обыватели и вовсе способны уверенно опознать разве что хеви-метал, хотя этот термин очень узок и не отражает огромного богатства тяжелой музыки. Метал — это отдельная вселенная, которой мы пока касаться не будет. В этом материале Vokrugsveta.ru вкратце рассказывает о десяти других главных поджанрах рока, которые лучше подойдут для неподготовленного уха, и рекомендует альбомы для знакомства с каждым из них.
Хард-рок (Hard Rock)
В России и сейчас полным-полно меломанов, чья молодость пришлась на 1970-е. Для них рок-музыка начинается с харда — и им же, по сути, заканчивается.
В основе хард-рока лежит традиционный 12-тактовый блюз: можно даже сказать, что хард — это блюз, пропущенный через усилитель, сыгранный громче, тяжелее и агрессивнее. Хард-роковые гитаристы взяли блюзовую пентатонику и сделали ее своим основным языком. Однако они стали играть быстрее, жестче и драматичнее. Хард перенял у блюза и традиционную схему композиции: куплет-припев-гитарное соло-куплет-припев.
Инструментальные соло в харде, как и в блюзе, часто во время живых выступлений срывались в затяжные импровизации: достаточно послушать, что вытворяли на сцене со своими гитарами Джимми Пейдж из Led Zeppelin или Ричи Блэкмор из Deep Purple.
Расцвет харда пришелся на конец 1960-х и 1970-е, но этот жанр худо-бедно существует сейчас — в лице как ныне живых его классиков, так и новых адептов. Хард дал миру много рок-звезд, а в число самых известных представителей жанра входят группы Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, The Who, Grand Funk Railroad, UFO, Aerosmith, Rainbow, Uriah Heep, Nazareth и многие другие.
А вот группу Black Sabbath многие пытаются причислить к хард-року, на наш взгляд, безосновательно: с самого начала они играли хеви-метал (или хотя бы прото-метал), просто тогда для него еще не придумали название.
Новая волна хард-рока, пришедшаяся на 1980-е, называлась хард-н-хеви: ее представители заиграли по сравнению со своими предшественниками еще жестче, но все-таки недостаточно жестко, чтобы определить их в «чистый» хеви-метал. Таковы группы Guns N' Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Whitesnake, Twisted Sister, Van Halen, Bon Jovi, отечественный коллектив «Парк Горького».
Что послушать из хард-рока
Что из хард-рока можно посоветовать зумерам, желающим составить первичное представление о музыке их отцов и дедов? Вот три эталонных альбома: Led Zeppelin II, записанный в 1969 году группой Led Zeppelin, Machine Head, сотворенный группой Deep Purple в 1972-м, и вышедший в 1975-м дебютник группы Rainbow под названием Ritchie Blackmore’s Rainbow.
Песня Highway Star с альбома Machine Head группы Deep Purple
Психоделический рок (Psychedelic Rock)
Это поджанр возник в Западной Европе и штате Калифорния в середине 1960-х и был тесно связан с идеологией хиппи. Его представители пытались передать свой опыт изменения сознания (под воздействием веществ или медитации) музыкальными средствами.
Для психоделического рока характерны ничем не сдерживаемое экспериментаторство, сложные аранжировки и замысловатые студийные эффекты (фидбэк, фейзер, дисторшн). Адепты этого стиля практиковали сверхдлинные инструментальные импровизации, обожали конструировать нестандартные структуры для своих композиций. Их уже не удовлетворял традиционный рок-инструментарий — вокал, гитара, бас, ударные — и они широко применяли разные клавишные, а то и еще более экзотические инструменты вроде ситара.
Причудливой музыке соответствовали тексты: сюрреалистичные, философские, связанные с космосом, сновидениями и измененными состояниями.
Яркими представителями жанра являлись The Beatles (начиная с 1966 года), ранние Pink Floyd, The Doors, Jimi Hendrix Experience, Jefferson Airplane, Grateful Dead, Love, The Beach Boys, The Moody Blues, Blue Cheer, Ten Years After и прочие. Даже The Rolling Stones, ассоциирующиеся с прямолинейным рок-н-роллом и блюзом, в 1967-м сделали уступку моде, записав психоделический альбом Their Satanic Majesties Request.
Порою же психоделик-рок, мутируя, принимал совсем уж причудливые формы — достаточно вспомнить так называемую «кентерберийскую сцену», спейс-рок или германский краут.
Впрочем, психоделический рок вполне дожил до наших дней, хотя, конечно, и звучит совсем не так, как полвека назад, в чем можно убедиться, послушав небезызвестный коллектив Queens of the Stone Age.
Что послушать из психоделического рока
Точки входа в жанр: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band от «битлов», дебютный одноименный альбом группы The Doors и самый первый студийный полноформатник Pink Floyd — The Piper at the Gates of Dawn.
Характерно, что все три пластинки вышли в 1967 году, оказавшемся кульминационным для движения хиппи — именно тогда имело место знаменитое «лето любви», ставшее одним из краеугольных камней мифологии, что оставила после себя молодежь 1960-х.
Песня Lucy in the Sky with Diamonds с альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band группы The Beatles (The Beatles / YouTube)
Прогрессивный рок (Progressive Rock)
Расставшись со своим основателем Сидом Барреттом и заменив его на Дэвида Гилмора, Pink Floyd постепенно покинули пределы психоделического рока и стали главными звездами и законодателями другого поджанра — прогрессива (он же просто прог, он же арт-рок).
Это весьма интеллектуальный и сложный стиль, стремящийся выйти далеко за рамки традиционной поп- и рок-музыки. Прогрессивщики вдохновлялись классической музыкой, джазом и авангардом. И несмотря на то, что, казалось бы, такая стилистика уже изначально подойдет не для каждых ушей, прог породил, помимо Pink Floyd, еще как минимум несколько суперизвестных групп: Jethro Tull, King Crimson, Genesis, Yes, Emerson, Lake & Palmer, Rush.
Ряд других проговых коллективов, включая Procol Harum, Camel, Caravan, Gentle Giant, Eloy и Van der Graaf Generator, в суперзвезды хоть и не выбились, но тоже много десятилетий пользовались устойчивой популярностью и могут похвастаться множеством поклонников.
Ранние Queen также играли ярко выраженный прог. Вообще же, с прогрессивом часто заигрывали представители смежных поджанров: элементы прога можно услышать у Black Sabbath, Deep Purple, Uriah Heep, Rainbow, Supertramp, Майка Олдфилда и других. Все они при случае любили баловаться длинными, сложносочиненными произведениями, часто сюитной формы, нестандартными ритмами, размерами и концептуальными альбомами с текстами на темы фантастики, мифологии, философии.
Период расцвета прога пришелся на 1970-е, а потом на первый план вышли панк и «новая волна». Но затем началась эра неопрога, представителями которого стали такие группы, как Saga, Marillion, Asia. Позже настала очередь прогрессивного метала — это Dream Theater, Queensrÿche, Fates Warning, Savatage, Voivod, Psychotic Waltz, Crimson Glory, Opeth, поздние Iron Maiden. Крайне популярные сейчас британские коллективы Radiohead и Muse — это тоже прог, но такой, каким ему надлежит быть в XXI веке.
Что послушать из прог-рока
А вот и три проговых альбома, которые можно порекомендовать начинающим: Foxtrot (1972) от Genesis, Close to the Edge (1972) от Yes, The Dark Side Of The Moon (1973) от Pink Floyd.
Песня Money с альбома The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd
Глэм-рок (Glam Rock)
Театральный по духу, эпатажный поджанр, где визуальная составляющая (костюмы, макияж, сценический образ) была не менее, а порой и более важна, чем музыка. Исполнители глэма эксплуатировали андрогинные образы, щеголяли в блестках, на каблуках, в ярком гриме, обожали шокировать обывателя.
При этом с музыкальной точки зрения глэмеров невозможно подвести под единый знаменатель. Ранние представители поджанра исполняли немудреные, но выразительные мелодии, эксплуатировали простенькие, но запоминающиеся рок-н-ролльные хуки, а то и элементы поп-музыки. Настроение их песен было, как правило, мажорным: гедонизм, иронический декаданс, игривость. Таковы были, в частности, Mott the Hoople, Sweet, Mud, Элтон Джон, Род Стюарт, Гари Глиттер.
Впрочем, многие глэмеры считаются таковыми лишь по имиджу. Одного яркого внешнего вида им оказалось мало, и они хотели делать музыку куда более сложную и навороченную, чем требовалось для поддержания имиджа. Эталоном в этом плане стал Дэвид Боуи, великий «рок-хамелеон», за свою жизнь успевший оставить след в арт-попе, проге, харде, психоделическом роке, соуле, «новой волне», эмбиенте, электронной музыке, авангардном джазе, индастриале, драм-н-бейсе, техно и джангле.
Весьма заковыристые песни сочиняли и формально «глэмовые» Roxy Music, явно тяготевшие сначала к прогу, а потом и к «новой волне». T. Rex ваяли музыку с явным влиянием фолка и психоделик-рока; Slade тянулись к харду; New York Dolls — к панку; Kiss создали жанр глэм-метал (по настоящему расцветший в 1980-х); Sparks сотворили уникальную смесь из поп-рока, психоделии, прога, прото-панка, диско и клубной электроники; Элис Купер, как и Боуи, экспериментировал в разных жанрах, умело смешивая их со своими фирменными страшными сказками.
Но самый лучший пример группы, формально причислявшейся к глэму, но на деле являвшейся чем-то во много раз большим — это Queen.
Что послушать из глэм-рока
Именно по причине музыкальной размытости глэма трудно выбрать типичные альбомы данного жанра. Пусть это будут Electric Warrior (1971) группы T. Rex, The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (1972) Дэвида Боуи и Don’t Shoot Me I’m Only the Piano Player (1973) Элтона Джона.
Песня Starman с альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars Дэвида Боуи
Панк-рок (Punk Rock)
Во второй половине 1970-х панк стал резкой, агрессивной и музыкально-минималистичной реакцией на усложненность прогрессивного рока, на помпезность харда и глэма. Панки декларировали простоту, сырость и лозунг «сделай сам». Они исполняли короткие, быстрые песни на простецких трех аккордах, отличавшиеся сырым звучанием, нарочито примитивной техникой исполнения и злобными, порой намеренно оскорбительными текстами.
Панковская идеология также была простой и выразительной: эстетический бунт против лицемерной власти, опостылевших социальных норм и коммерциализации музыки. Отсюда вызывающий внешний вид: кожаные куртки, рваные шмотки, булавки, «ирокезы» и т. д. Яркими представителями панк-рока стали, например, группы Sex Pistols, The Clash, Ramones, The Stooges, The Damned, Television, The Stranglers, Misfits, The Exploited.
Панк и сам распался на множество поджанров, состоявших в родственных отношениях с другими агрессивными стилями: анархо-панк, арт-панк, гаражный панк, ска-панк, хардкор, христианский панк-рок, скейт-панк, глэм-панк, хоррор-панк, постхардкор, кельтик-панк, кантри-панк, краст-панк, дэнс-панк, электропанк, фолк-панк, джипси-панк, панк-блюз, панк-джаз, трэшкор, стрит-панк, Oi! и т. д. В 1990-х к вершинам хит-парадов взлетел поп-панк, представленный группами The Offspring, Green Day, Blink-182.
Одно время панк был очень популярен в СССР и России. Из великого скопища отечественных панковских групп достаточно назвать лишь три самых знаменитых коллектива, получивших всенародную известность: «Гражданскую оборону», «Сектор Газа», «Король и Шут».
Что послушать из панк-рока
Какие альбомы можно рекомендовать тем, кто желает впервые приобщиться к сырой энергии панка, но в максимально щадящем, комфортном виде? Посоветуем, во-первых, Sex Pistols — Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols (1977); во-вторых — «Камнем по голове» (1996) от отечественного «Короля и Шута»; в-третьих — Americana (1998) от The Offspring.
Песня God Save the Queen с альбома Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols (crysis69 / YouTube)
Пост-панк (Post-Punk)
Суть этого поджанра — более интеллектуальное и артистичное развитие панк-рока, переросшее, в итоге, в нечто совершенно самобытное. Если панк был разрушением, то пост-панк — это созидание на оставленных предшественником руинах, эксперименты с новыми звуками и концепциями. Данное направление подпитывалось идеями, вышедшими из недр панка, краута, фанка, даба, авангарда, сумев сплавить их в органичное целое.
Пост-панку присуща мрачноватая, минималистичная атмосфера. Бас-гитара часто используется в качестве ведущего инструмента, гитарные партии лаконичны, но «колючи»; в ходу унаследованные от краута механистические ритмы. Тексты песен — лиричные, часто пессимистичные, полные социальной тревоги и экзистенциальных тем.
Наиболее яркие представители пост-панка: Игги Поп, Joy Division, Siouxsie and the Banshees, The Cure, Talking Heads, Public Image Ltd, Bauhaus, The Sisters Of Mercy.
Пережив период расцвета в конце 1970-х — начале 1980-х, пост-панк разделился на дэнс-панк и готик-рок, которые в дальнейшем тоже стали ветвиться на новые поджанры. Совершенно исключительным оказалось влияние пост-панка в 1980-х на русский рок, находившийся тогда в стадии становления. Достаточно сказать, что пост-панку отдали должное такие группы, как «Кино», «Алиса», «Звуки Му», Nautilus Pompilius, «Агата Кристи», не говоря уже о десятках менее известных коллективов.
Что послушать из пост-панка
Для приобщения рекомендуем альбомы Fear of Music (1979) от Talking Heads, «Группу крови» (1988) от «Кино», Disintegration (1989) от The Cure.
Песня Life During Wartime с альбома Fear of Music группы Talking Heads (Anglerfish Deepcuts / YouTube)
«Новая волна» (New Wave)
Это более коммерчески успешный и мелодичный родственник пост-панка. Зачастую очень трудно поставить ту или иную группу на приличествующую ей «полочку»: они играют нью-вэйв или все-таки пост-панк? Исходя из дефиниции, нью-вэйв сохранял энергию панка, но был более, если можно так выразиться, «отполированным» — за счет того, что обильно интегрировал в себя элементы поп-музыки, тогдашнего диско. Стоит еще отметить, что нью-вэйв состоит в родственной связи с также популярным в начале 1980-х жанром синти-поп.
Группам «новой волны» был свойственен энергичный танцевальный ритм, «прилипчивые» мелодии, частое использование синтезаторов, которые порой играют у них не меньшую, а то и большую роль, чем традиционные гитары. Музыка сочеталась с внешней элегантностью исполнителей, с футуристичной или ироничной образностью. Таким образом у слушателя создавалось в целом менее мрачное настроение, чем создаваемое пост-панк-группами.
Ярчайшими представителями нью-вэйва стали группы и исполнители Blondie, The Police, Devo, Элвис Костелло, Japan, New Order, Ultravox, Depeche Mode (хотя на DM c не меньшим основанием претендует и синти-поп), The Jam, Duran Duran. В СССР эту эстетику продвигали «Карнавал», «Динамик», «Альянс», «Центр», «Рондо» (на начальном этапе существования), «Мануфактура», «АукцЫон», «Оберманекен», «Николай Коперник», Юрий Чернавский, «Браво».
Что послушать из «новой волны»
К прослушиванию рекомендуются Parallel Lines (1978) от Blondie, Synchronicity (1983) от The Police, «Банановые острова» (1983) Юрия Чернавского.
Песня One Way or Another с альбома Parallel Lines группы Blondie (BlondieMusicOfficial / YouTube)
Альтернативный рок (Alternative Rock)
Альтернативный рок — это широкий зонтичный термин для множества поджанров, возникших из панка, пост-панка и нью-вэйва в 1980-х и вышедших в мейнстрим в 1990-х. Объединяющие их черты таковы: резкая оппозиция примитивной коммерческой музыке, звук, способный сочетать мелодичность с экспериментами, искажениями и нестандартными структурами.
Идеологию данного музыкального направления, если таковая существовала, можно определить, как дух независимости и ориентацию на андеграунд. В западных странах композиции этих групп часто пополняли репертуар локальных радио, вещавших для учащихся колледжей 1980-х — начала 1990-х.
Ключевой же характеристикой альтернативного рока является крайнее его разнообразие — в этот обширный «ящичек» можно положить и брит-поп, и дрим-поп, и шугейзинг, и нойз-рок, и индастриал-рок, и мэдчестер, и дарквейв, и еще много чего. То есть любой меломан может найти здесь музыку на свой вкус — от сумрачно-романтичного дрим-попа до агрессивного нойз-рока.
При таком разнообразии трудно назвать ярких представителей альтернативного рока: список рискует стать бесконечным. Поэтому ограничимся лишь U-2, Red Hot Chili Peppers, R.E.M., The Smiths, Pixies, Sonic Youth, Dead Can Dance, Cocteau Twins, Jane`s Addiction, Nick Cave and the Bad Seeds, The Jesus and Mary Chain, My Bloody Valentine, The Stone Roses, Happy Mondays, Oasis, Blur, Garbage, Thirty Seconds to Mars.
К советскому/российскому альтернативному року можно причислить, например, «Поп-механику» Сергея Курёхина, «Аквариум», «Мумий Тролль», «Сплин», «Пилот», «Нож для фрау Мюллер», «Маркшейдер Кунст», «Химеру», Tequilajazzz, I.F.K., «Кирпичи», «Джан ку», «МашнинБэнд», Lumen, Дельфина, Amatory, «Психею», «Слот», Animal ДжаZ, «Небо Здесь», Jane Air, «7расу» и т. д.
Что послушать из альтернативного рока
Рекомендуем для начала Blood Sugar Sex Magik (1991) от Red Hot Chili Peppers, «Смерть на рейве» (1999) от «Кирпичей», «На связи» (2003) от «Маркшейдер Кунст».
Песня Give it Away с альбома Blood Sugar Sex Magik группы Red Hot Chili Peppers (/ YouTube)
Гранж (Grunge)
Изначально это был еще один поджанр альтернативного рока, зародившийся в Сиэтле в конце 1980-х, но развившийся вскоре в совершенно самостоятельное и притом крайне популярное музыкальное направление. Впрочем, гранж, по большому счету, остался чисто американским явлением: больше нигде достаточно аутентичную музыку этого типа, кажется, не играли.
Гранж соединил в себе тяжесть хард-рока (порой даже хеви-метала) и панка и меланхоличную, полудепрессивную эстетику. Отсюда характерные тексты: глубоко личные, полные апатии, экзистенциальной тоски, социального отчуждения и гнева. Внешний вид исполнителей — нарочитая неряшливость, фланелевые рубашки, отрицание гламура.
Гранж отличается «грязным» гитарным звуком с мощным дисторшном, а главным отличительным его признаком стал контраст между тихими куплетами и громкими, тяжелыми припевами. Смесь The Beatles и Black Sabbath — так можно охарактеризовать суть гранжа, если совсем уж упрощенно.
Данный стиль быстро взлетел и быстро рухнул — по сути, уже в середине 1990-х, так и не оправившись после самоубийства Курта Кобейна. Но осталась музыка замечательных групп Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice in Chains, Stone Temple Pilots.
Что послушать из гранжа
Желающим приобщиться к гранжу советуем начать с альбомов Ten (1991) от Pearl Jam, Nevermind (1991) от Nirvana и Superuknown (1994) от Soundgarden.
Песня Come as You Are с альбома Nevermind группы Nirvana
Инди-рок (Indie Rock)
Изначально так называли любую рок-музыку, выпускаемую на независимых лейблах, не имевших отношения к «мейджорам». По сути, в 1980-х термин «инди-рок» являлся всего лишь синонимом альтернативного рока и применялся для разделения исполнителей по географическому признаку: «альтернативным роком» чаще маркировали американских исполнителей, а «инди-роком» — британских.
Но позже критики задумались над большей осмысленностью термина и разработали критерии именно для «инди-рока». В итоге, так стали называть отдельный поджанр с узнаваемым звучанием, характеризующимся мелодичностью (впрочем, диссонанснные звуки порой тоже присутствуют), изяществом, мягкостью, известной ретроспективностью, интеллектуальностью и зачастую менее агрессивным подходом, чем у альтернативного рока 1990-х. Представителей направления отличают подчеркнутая «незвездность», искренность, углубленное внимание к своему творчеству.
Период наибольшего расцвета инди-рока, как массового явления, пришелся на 2000-е годы. Наиболее яркие представители: Coldplay, Primal Scream, Keane, Snow Patrol, The Strokes, Arcade Fire, Arctic Monkeys, Interpol, The White Stripes. В России к представителям инди-сцены относятся, скажем, Tesla Boy, «Бонд с кнопкой», «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки».
Что послушать из инди-рока
Для знакомства с этим поджанром рекомендуем альбомы Screamadelica (1991) от Primal Scream, Parachutes (2000) от Coldplay и «Кики» (2015), созданный «Краснознамённой дивизией имени моей бабушки».
Песня Higher than the Sun с альбома Screamadelica группы Primal Scream (Primal Scream / YouTube)
